ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Скворцов Ю.П., Скворцова О.Ю, Чуварлеева О.А.

 

 Домашняя
Вверх

 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПЕДАГОГИГА КАК ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Ю.П. Скворцов, О.Ю. Скворцова, О.А. Чуварлеева

Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по шахматам, г. Кемерово

kemobl42@yandex.ru

 

Важнейшим условием деятельности государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по шахматам» является личностно-ориентированная педагогика, которая предполагает помощь обучающемуся в осознании себя личностью, в выявлении его творческих способностей, раскрытии его возможностей, личностном становлении, совершенствовании самосознания, в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Основными концептуальными идеями деятельности школы являются:

1. Признание сущностного права обучающегося на свободное самоопределение и самореализацию, неотъемлемого права на свободу выбора.

Самоопределение является одним из важнейших этапов в процессе развития личности. Жизненное самоопределение предполагает наличие собственных взглядов, установок и жизненной позиции, через призму которых человек взаимодействует с окружающим миром, участвует в совместной деятельности. Это способствует раскрытию и развитию его личностных особенностей, помогает найти свое место в обществе, цель и смысл существования.

Образовательный процесс направлен на создание условий, способствующих формированию потребности у обучающихся в самоопределении как способности к осуществлению ответственного выбора при осознании собственных возможностей и ограничений. Таким образом, обучающиеся свободны и независимы в выборе своего будущего пути, но несут ответственность за свой выбор.

Ориентация на потребности и желания обучающихся, а точнее их удовлетворение, предполагает возможность выбора специализированной образовательной программы, индивидуального подхода на уровне содержания, применение различных методов и методик, выбор индивидуального уровня сложности, что приведет к развитию личности и творческой самореализации.

2. Признание индивидуальности каждого человека.

Каждый человек уникален и неповторим, и наделен набором стандартных психологических качеств, свойственных только ему. Индивидуальность человека основывается на природных факторах: наследственные задатки, особенности нервной деятельности, потребности – однако, они несут социальный характер, т.е. раскрываются и развиваются в социуме, в специально созданных условиях.

Исходя из этого, главная задача образовательного процесса – создание специальных условий, способствующих раскрытию и развитию индивидуальных особенностей обучающихся. Акцентирование внимания на ценность индивидуального развития означает индивидуальный подход к каждому обучающемуся с организацией совместной деятельности и конструктивного общения.

В нашем случае, индивидуализация – это совместная деятельность тренера-преподавателя и обучающегося по развитию того особенного, неповторимого, единичного, что заложено в обучающемся от природы и приобретено им в жизненном опыте.

3. Творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместной продуктивно разделенной деятельности.

Взаимодействие тренера-преподавателя и обучающихся, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение), составляет эффективную тактику обучения в современном образовательном процессе. Сотворчество представляется, с одной стороны, как плодотворное общение тренера-преподавателя и обучающегося с помощью языковой деятельности. С другой стороны, сотворчество рассматривается как совместное преобразование действительности, важным свойством которой является ее многогранный и многосторонний характер, что приводит в результате к творческому взаимообогащению обоих сторон.

Такое сотрудничество позволяет развиваться всем: от младших до старших, включая тренера-преподавателя, позволяет снять психологические барьеры, неуверенность в себе, снизить амбиции, что способствует созданию комфортной, психологически безопасной атмосферы. Именно такая атмосфера благоприятна как для развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), так и личностных свойств (ответственность, корректность, толерантность), а также способствует приобретению социального опыта. 

Эффективное проектирование совместной деятельности тренера-преподавателя и обучающихся зависит от индивидуально-психологических, личностных и социальных особенностей обучающихся (возраст, пол, социальный статус, темперамент и т.п.); умения тренера-преподавателя регулировать и контролировать образовательный процесс, чутко реагировать на малейшие изменения (как положительные, так и отрицательные). Отказ от авторитарных отношений и переход к отношениям добровольного содействия, творческого соучастия в поисковой деятельности позволяют достичь участникам взаимодействия качественно нового уровня индивидуального и коллективного развития.

4. Дополнительное образование на основе общности интересов обучающегося и тренера-преподавателя интенсивно и целенаправленно ведет к процессу формирования гуманистических и нравственных ценностных ориентаций.

Ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей считается основой современного общества, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми. Гуманное и нравственное отношение – основа взаимоотношений между людьми.

Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко гуманных и нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Тренеры-преподаватели информируют обучающихся о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Цель образовательного процесса – создание условий для развития личности, ориентированной на нравственные и гуманистические ценности, способной к ответственному и эффективному поведению в социуме.

5. Результатом дополнительного образования обучающихся является процесс положительных изменений в развитии личности.

Модель выпускника отражает наиболее важные качества личности обучающегося, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения. Модель выпускника имеет большое значение. Во-первых, она выполняет интегрирующую роль, то есть представляет из себя целостный образ личности выпусника, во-вторых, является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно-образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического коллектива.

Выпускник учреждения дополнительного образования – личность, реализовавшая свой целевой выбор в области деятельности или знания (направление программы), в уровне освоения (образованность), в мотивах (степень готовности к деятельности, развитость интересов), в ценностных ориентациях (глубина, иерархия устремлений, выраженная в поведении) через приобретение собственного опыта.

Модель выпускника включает в себя четыре проекции человека: человеческий организм, социальный индивид, человек как субъект деятельности и человек как личность. Именно личность и выступает как система педагогических целей, которые ставит перед собой государственное образование учреждение дополнительного образования детей «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по шахматам». Учреждение ориентировано на сохранение организма человека и его физическое развитие, на формирование у обучающихся действий по заданному культурному образцу, на развитие субъекта деятельности и на становление личности в пределах программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «Шахматы».

Для формирования образа выпускника в учреждении создается образовательное пространство, в котором каждый субъект образовательного процесса сможет самоопределиться, самореализоваться, почувствовать и прожить «ситуацию успеха». В таком образовательном пространстве сформируется потребность в здоровом образе жизни, будет обеспечено овладение уровнем базовых знаний и даны представления о культурных и нравственных ценностях, где раскрываются потенциальные возможности каждого через спортивную деятельность и социальную политику.

Учет социального заказа, образовательных запросов родителей (законных представителей) и потребностей обучающихся позволяет создать образ выпускника: здорового (физически и нравственно), обученного, владеющего способами деятельности с учетом возрастных особенностей, способного к самопознанию, самоопределению, способного адаптироваться в обществе. Это является совместной целью всех участников образовательного процесса.

Рубежные уровни личности обучающегося (выпускника): переход от репродуктивной деятельности к продуктивной, креативной, способность самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций и готовность к осознанному профессиональному выбору, владея достаточными для этого знаниями.

Воспринимая обучающегося таким, какой он есть, с его «слабыми» и «сильными» сторонами, педагогический коллектив школы считает, что развивая «сильные» стороны обучающегося, он должен служить для раскрытия возможностей обучающегося, позволяя ему выбрать свой путь в спорте, сообразно его задаткам, склонностям, интеллекту, развитию, состоянию здоровья.

Поэтому главными ценностями школы являются: сам обучающийся и его природа, здоровье (психо-физическое и нравственное), духовность (как основной ориентир саморазвития), знания, способы деятельности (как средства самореализации) и свобода выбора.

Педагогический коллектив считает, что школа должна стать местом пропаганды здорового образа жизни, мира, спокойствия, терпимости, сотрудничества. Отношения тренеров-преподавателей и обучающихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотворчества. Позицию тренера-преподавателя определяют отказ от жесткого авторитаризма, принуждения личности, поиск природосообразных, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий и методов по всем направлениям деятельности школы.

Литература

1. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. – М.: Изд–во МГУ, 1990.

2. Леонтьев, А.Н. Педагогическое общение / А.Н. Леонтьев // Педагогика и психология. – М., 1979. – №1.

3.Зотов, Н.Д. Личность как субъект нравственной активности / Н.Д. Зотов. – Томск, 1984.

4. Личностно-ориентированная педагогика как одно из важнейших условий раскрытия потенциальных возможностей обучающихся в учреждении дополнительного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы  развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии» (Кемерово, 27–28 мая 2009 г.). – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2009.

5. Лично-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт, разработки и использования  / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, Творческий центр, 2004.

6. Чистяков, С.Н. Профессиональное самоопределение / С.Н. Чистяков. // Вестник высшей школы, – М., 2003. – № 4.

 

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz