ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Сидоров Л.К., Савчук А.Н., Скрипаченко И.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ

МАЛОГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА

Л.К. Сидоров, А.Н. Савчук, И.В. Скрипаченко

Красноярский государственный педагогический университет

имени В.П. Астафьева, г. Красноярск

 

Формирование физической культуры человека – одна из самых насущных, самых актуальных проблем развития человеческой личности. Основным путём формирования личной физической культуры считается её развитие при занятиях в различных видах деятельности, направленной на физическое совершенствование человека. Такой подход, когда взаимосвязаны интеллектуальный, социопсихологический и двигательный компоненты, является наиболее гармоничным, позволяющим понять необходимость занятий физической культурой. По мнению Богданова В.П., Пономарева В.С. (2001) для решения поставленной проблемы на первый план  выходит формирование у занимающихся ценностного отношения к занятиям физической культурой, установки на здоровый образ жизни, потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом [4].

Развитие человеческого общества в мире и в России, в частности, требует научного подхода к занятиям физической культурой. Основой развития любого процесса, по мнению Хасина Л.А.(1996) является информация. Особенностью развития общества в информационный век является нарастающий, часто хаотичный поток информации, управлять которым, а тем более перерабатывать и принимать решения становится все труднее [12].

Так, например, В.Э. Фигурнов (1998) отмечает, что возможным выходом из этой ситуации является применение информационных компьютерных технологий (ИКТ), представляющих собой накопление информации, её хранение и переработку, математический анализ, моделирование и прогнозирование. Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи, поставляемые развитием общества [8].

Необходимость использования ИКТ в физическом воспитании вызвана потребностью в повышении его качества с помощью применения компьютеров. Как считают Зайцева Т.И., Сонькин В.Д.(1990) в настоящее время существует проблема между потребностью общества в качественных технологиях в сфере физической культуры и спорта и недостаточной разработанностью ИКТ и их применения в физическом воспитании [9]. ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала. Применение математических методов в моделировании спортивных упражнений позволяет находить искомое решение более быстро и качественно. По мнению Зайцевой Т.И., Смирновой О.Ю.(2000 г.) не вызывает сомнения и особая роль компьютера в развитии личности человека [7].  Сонькин В.Д.(1988), Хасин Л.А.(1996) считают, что уже сейчас с помощью ИКТ можно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся, отбора и комплектации команд, подготовки спортсменов [11, 12].

Важным разделом физической культуры считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гурьев С.В.(2007), Зияд Хмаиди Ахмад Насралла (2008) признаёт одним из главных факторов, влияющих на здоровье человека здоровый образ жизни. Усвоение всех сторон здорового образа жизни в детстве формирует впоследствии стиль жизни взрослого человека. Учитывая написанное, необходим поиск новых путей и подходов к процессу физического воспитания детей. Одним из новых путей обновления учебно-воспитательного процесса является использование ИКТ [1, 2].

В малых населённых пунктах – селах, деревнях, поселках сегодня проживает свыше 40 миллионов человек – около трети населения России. Рыночные реформы и начавшийся ныне кризис наиболее остро ударили по этой части России, привели к усилению социальной напряженности и сокращению социальных программ. Свою роль играет и традиционная удаленность от центров развития, недоукомплектованность квалифицированными педагогами. Вместе с тем компактность проживания, возможность формирования небольших групп для занятий, наличие неформальных отношений дает возможность для обкатки новых образовательных технологий.

До настоящего времени применение ИКТ в физическом воспитании детей ограничено. Причинами этого является отсутствие разработанных методик. Очевидно, что имеются большие возможности применения ИКТ в занятиях физической культурой. Реальный уровень сформированности здорового образа жизни у детей не соответствует современным требованиям. По мнению Афонина И.В., Афониной Л.А.(2003), причинами этого  является отсутствие целенаправленного подхода к процессу формирования здорового образа жизни детей, невысокого уровня использования ИКТ, недостаточного уровня теоретической и практической подготовки педагогов, слабой организации предметно-развивающей среды[3]. В малых населённых пунктах проблемы формирования здорового образа жизни усугубляются сельской спецификой образовательного процесса, удаленностью, а порой оторванностью образовательных учреждений от методических центров, дефицитом кадров и материальных средств. По мнению Волкова В.Ю.(2000) Киршева С.П.(1993) возникают противоречия между социальной значимостью здорового образа жизни и низкой физической культурой большинства детей на селе, между потребностью образовательных учреждений в малых населённых пунктах в ИКТ и недостаточной их разработкой [5, 6, 10].

С учётом написанного, нами было задействовано использование ИКТ на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В качестве площадки эксперимента нами были выбраны средние образовательные школы № 1, 2, 3 рабочего поселка Емельяново Красноярского края. Численность населения поселка 10770 человек, детей – 3527 . В школах имеется необходимое для этого оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер. Одной из попыток применения ИКТ было проведение теоретических уроков физической культуры в форме электронной презентации. Нами был изучен опыт применения ИКТ на уроках, внесены изменения в методические рекомендации [3]. Использовалась программа Мicrosoft Рower Рoint,из пакета офисных программ Microsoft Office и другие компьютерные программы, что позволило создать учебную программу по изучению теоретических основ физической культуры, а также по разучиванию спортивных упражнений.

С учётом имеющихся литературных сведений нами были выделены следующие направления применения информационных технологий в физическом воспитании детей:

1. Создание электронных презентаций и Flash-фильмов, обучающих определенному виду физических упражнений с возможностью пошагового разучивания на примере выдающихся спортсменов.

2. Наличие Интернета в образовательных учреждениях позволить быть в курсе всех спортивных новостей, в том числе он-лайн, а также всех новейших обучающих технологий.

3. Создание и сопровождение тестирующих программ по выявлению физических способностей школьников, программ по определению времени реакции и концентрации внимания.

4. Создание и сопровождение программ дистанционного тренерского и врачебного контроля, позволяющих в режиме удаленного доступа осуществлять наблюдение и мониторинг физиологических показателей организма школьников.

Информация по физической культуре носит разносторонний характер, что требует компьютерных обработки и представления. Поэтому применяемые электронные презентации, а также анимационные  и видеоклипы, фотографии и схемы способствуют формированию образного мышления, совершенствованию понятийного аппарата. Создание электронных обучающих программ позволяет адаптировать предлагаемые знания к современным представления о физическом воспитании, синхронизировать учебную информацию с новейшими наработками в области физического воспитания, ликвидировать оторванность сельских детей от городского уровня развития. Электронная презентация может содержать большой теоретический материал, который тем не менее легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Компьютерные программы наглядно и динамично раскрывают технику и особенности выполнения разучиваемых упражнений, дают возможность в гипертекстном режиме получить ссылки на историю создания упражнения, развитие его, посмотреть выполнение его известными спортсменами и т.д. Эффективность такой учебной программы становится выше, если представить её виде смешанного урока с сочетанием видеопоказа, фотографий, схем, таблиц, анимационных клипов. Это позволяет изучит большее количество материала в отведенные часы. Сама презентация, являясь по сути конспектом урока может бать использована как средство самообучения и самостоятельной работы. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить в памяти абстрактные и относительные понятия, обычно трудно усваиваемые детьми. Немаловажным являются игровой и анимационный компоненты, дающие возможность в веселой, увлекательной форме провести занятие, способствующие повышению настроения и привлечению внимания детей. Электронные презентации создают мотивацию на обучение, ускоряют восприятие учебного материала.

Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Компьютерные тесты могут содержать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Само тестирование может занимать необходимое количество времени – от нескольких минут до часов. ИКТ совершенно исключают ручную обработку результатов, компьютер посчитает все сам и сам выдаст непредвзятый результат. Тестирующие программы разгружают педагога, и дают объективную характеристику усвоения знаний. По мнению ряда авторов [1, 2] применение ИКТ позволит осуществлять индивидуализацию обучения занимающихся, осуществлять динамический контроль над познавательным процессом с возможностью внесения изменений в процессе обучения, получать достоверные данные о закрепленных знаниях, осуществлять постоянную проверку полученной информации, сам объём получаемых при этом знаний достоверно выше, чем при традиционных методах преподавания.

Кроме того нами была разработана электронная презентация для учащихся старших классов «Когда девочка взрослеет». Учитывая высокий показатель абортов среди несовершеннолетних, низкий уровень здоровья будущих матерей актуальность данной презентации несомненна. Дополнением к презентации служит обучающий видеофильм «Пластические танцы», позволяющий совместно с тренером наглядно и доходчиво изучить основы современных спортивных пластических танцев. Такая презентация позволяет, не требуя привлечения высококвалифицированных педагогов по данному виду физической деятельности, как правило отсутствующих в малых населенных пунктах, достичь серьёзных навыков в изучении материала.

Для осуществления дистанционного контроля также была создана электронная презентация  «Дистанционный контроль за состоянием здоровья на уроках физической культуры», показывающая на примере основных параметров деятельности организма возможность наблюдения за состоянием здоровья, определения объективных и субъективных показателей здоровья с помощью физиологических проб и тестов, с последующей передачей он-лайн наблюдающему врачу. Такая программа уместна для школ малых населенных пунктов, не имеющих постоянного врачебного наблюдения.

Выводы:

1. Компьютер в школе является элементом развивающей предметной среды. Именно при таком понимании проблемы внедрение новых информационных технологий приобретает развивающий характер. В малых населенных пунктах тем самым сглаживается неравенство между учебно-методическими центрами и местными учебными заведениями.

2.  Компьютер может быть использован в работе со школьниками при безусловном соблюдении всех  норм и рекомендаций.

3.  Применение компьютерных программ способствует лучшему усвоению прорабатываемого материала, более глубокому усвоению знаний.

Литература

1. Гурьев, С.В. Методика формирования здорового образа жизни у старших дошкольников средствами компьютера в сочетании с традиционными методами физического воспитания. / С.В. Гурьев. – Екатеринбург, 2007 г.

2. Насралла, З.Х.А. Использование современных информационных технологий в процессе адаптивного физического воспитания / З.Х.А.Насралла. – Автореферат дисс. канд. пед. наук. – Киев, 2008 г.

3. Афонина, Л.А. Внедрение информационно-коммуникационных технологий на теоретических уроках физической культуры через использование электронных презентаций и компьютерных тестов. / Л.А. Афонина, И.В. Афонин. – М., 2003 г.

4.Богданов, В.П. Информационный технологии обучения в преподавании физической культуры Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева, Самара / В.П. Богданов, В.С. Пономарёв // Теория и практика физической культуры. – 2001, №8. – С.55–59. 

5. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре / В.Ю. Волков // Матер. всерос. науч.-практ. конф. – СПб., 2000.

6. Киршев, С.П. Компьютерные технологии обучения упражнениям на уроке физической культуры / С.П. Киршев // Теоретическая и практическая физическая культура. – М.,1993 г., № 5.

7. Зайцева, Т.И. Информационные технологии в образовании / Т.И. Зайцева, О.Ю. Смирнова. – М., 2000 г.

8. Фигурнов, В.Э. IBM РС для пользователя. 7–е изд., доп. / В.Э. Фигурнов – М.: Инфра–М. 1998. – 285 с.

9. Зайцева, В.В. Компьютерные консультации по оздоровительной физкультуре / В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин // Теоретическая и практическая физическая культура. – 1990 г., № 7.

10. Волков, В.Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности и образовательном процессе. – СПб, 1999 г.

11. Сонькин, В.Д. Компьютерное программирование оздоровительных физических упражнений / В.Д. Сонькин // Теоретическая и практическая физическая культура. – М.,1988 г., № 6.

12. Хасин, Л.А. Информатизация отрасли «Физическая культура и спорт» и экспертные технологии (сообщение второе) / Л.А. Хасин // Теоретическая и практическая физическая культура. – М.,1996 г., №10.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz