ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Семёнова Е.Л., Семёнов Л.А.

 

 Домашняя
Вверх

 

АНАЛИЗ ИНФОРМИРОВАННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ОБ ОЦЕНОЧНЫХ ОСНОВАНИЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Е.Л. Семёнова, Л.А. Семёнов

Российский государственный профессионально-педагогический университет,

г. Екатеринбург

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

 

Одним из непременных условий повышения качества любой деятельности является рационализация управления этой деятельностью. Для рационального же управления необходима информация о том как, эта деятельность осуществляется, какие результаты приносит. Данное фундаментальное положение раскрыто целым рядом исследователей, занимающихся как общими вопросами управления, так и управлением в сфере физического воспитания.

Цель нашего исследования, результаты которого приводятся в данной работе, заключается в изучении информированности учителей физической культуры об оценочных основаниях для определения физической подготовленности учащихся.

Задачи исследования:

1. Изучить информированность учителей физической культуры о тестовых методиках, предусмотренных Государственной программой по физическому воспитанию в общеобразовательных школах.

2. Выявить осведомлённость учителей физической культуры о нормативных требованиях Государственной программы к уровню физической подготовленности выпускников полной (средней) школы.

 Для решения поставленных задач проводился анкетный опрос тридцати двух учителей физической культуры общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. За основу при оценке информированности учителей были взяты тестовые методики и нормативы, представленные в одной из наиболее широко используемой в настоящее время школьной программы по физическому воспитанию (Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся 1–11 классов, разработанная под руководством профессора В.И. Ляха), изданная в 1996 году и переизданная в 2005 году. Результаты исследования приводятся в табл. 1 и 2.

Таблица 1.

Число учителей физической культуры, правильно назвавшие тестовые методики для оценки физической подготовленности учащихся

Тестируемое физическое качество

Число правильных ответов

1.

Быстрота

25,2%

2.

Выносливость

18,9%

3.

Гибкость

65,2%

4.

Сила

58,6%–24,8%*

5.

Скоростная сила

48,5%

 

Как видно из приведённых в таблице 1 данных, наибольшее число учителей, назвавших тестовые методики программы, которые используются для оценивания физического качества «быстрота», составило 25,2%, «выносливости» – 18,9%. Примерно такое же число учителей знает, по какой методике оценивается сила у девочек (24,8%). Несколько в лучшем, но далеко не в требуемом состоянии находятся знания о тестовых методиках, применяющихся для оценивания гибкости, силы у мальчиков и скоростной силы. Думается, что факт верного называния многими учителями тестов для оценивания гибкости (наклон вперёд), силы у мальчиков (подтягивание на высокой перекладине) и скоростной силы (прыжок в длину с места) свидетельствует не о знании школьной программы, а является следствием чрезвычайной доминируемости данных тестов при оценивании соответствующих физических качеств.

Для объективной оценки результатов в школьном физическом воспитании, наряду со знанием тестовых методик, необходимо также отчётливо знать, как уже отмечалось, нормативные требования. При оценивании по одной и той же тестовой методике могут использоваться различные оценочные шкалы (нормативные требования). Если в спорте основными ориентирами для достижения результатов являются разрядные нормативные требования Единой Всероссийской спортивной классификации, то в школьной физкультуре – это нормативные требования программы по физической подготовленности.

Насколько же учителя физической культуры осведомлены о нормативных требованиях школьной программы, хотя бы для выпускников полной средней школы? С этой целью также был проведен анкетный опрос с предварительным напоминанием учителям о тестовых методиках, по которым определяется уровень физической подготовленности выпускников.

Результаты проведённого обследования приводятся в табл. 2.

Таблица 2.

Число учителей физической культуры, знающих нормативные требования программы к физической подготовленности выпускников  общеобразовательной школы

Оцениваемое физическое качество

Знание нормативных требований  (в %)

Оценивание юношей

Оценивание  девушек

1.

Быстрота

25,0

18,7

2.

Выносливость

12,5

12,5

3.

Гибкость

21,9

18,7

4.

Сила

28,1

12,5

5.

Скоростная сила

25,0

21,9

К приведённым в табл. 2 данным следует добавить, что из всех опрошенных учителей физической культуры лишь четверо (что составляет 12,5%) дали верные ответы по всем методикам как для юношей, так и для девушек. Остальные же, при знании одних нормативов не знают других. Кроме того, необходимо отметить то немаловажное обстоятельство, что в качестве правильных фиксировались не абсолютно точные ответы, а все, находящиеся в диапазоне границ нормативов среднего уровня.

Заключение

Очевидно, что подавляющее большинство учителей физической культуры не знает как тестовых методик, так и нормативных требований, которые должны выполнять, в соответствии с Государственной программой, выпускники школы. Понятно, что нельзя достичь цели, не зная её. Таким образом, в настоящее время учителя физической культуры не в состоянии направленно управлять процессом физического воспитания в школе. Без рационального же управления не может быть достигнут эффективный результат.

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz