ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Ренев Я.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Я.В. Ренев

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и создателя. Совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения определенной деятельности, определяется понятием «профессиональная компетентность», которое отражает единство теоретической и практической готовности специалиста, владение необходимой суммой знаний, умениями и навыками, позволяющими судить о чем-либо.

Переход к общепринятой в мире системе высшего образования, включающей в себя следующие уровни: бакалавр – магистр – требует реорганизации старой системы высшего образования. Естественно, что и предмет «Физическая культура» должен претерпеть существенные изменения. Первый уровень предполагает подготовку тренеров-преподавателей для практической деятельности в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, детских спортивных школах, спортивных клубах, второй – научно-педагогических и организационно-управленческих кадров, которые смогут прийти на смену в научно-исследовательские институты физической культуры, высшие учебные заведения, государственные органы управления.

Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетентностей, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного политического, рыночного, социально-экономического, информационно пространства.

Структура профессиональной компетентности будущего тренера может быть раскрыта через педагогические умения, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно развивающихся действий, основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач.

Мастерство тренера – это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. Какие бы частные задачи ни решал тренер, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве тренера-преподавателя можно выделить четыре относительно самостоятельные части: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения; мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.

Предметное знание не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль (В.А. Болотов, В.В. Сериков). Обусловлено это прежде всего тем, что обычное знание предназначено для запоминания или воспроизведения, в лучшем случае – для получения другого знания логическим или эмпирическим путем, а обучить компетентности нельзя. При этом необходимо использовать активные методы обучения, например, проектный; творческо-проблемный; метод обратной связи через интенсивное социальное взаимодействие (взаимодействие с внешним миром); исследования ролевых моделей; презентации идей и т. п.

Важнейшей составной частью профессиональной подготовки специалиста по физической культуре является формирование педагогических умений и навыков. Степень владения последними в значительной мере определяет профессиональный успех преподавателя, тренера и является одним из ведущих критериев оценки качества подготовки. Выявление перечня наиболее значимых умений, которые в первую очередь необходимы студентам в период их обучения, разработку эффективных методик формирования этих умений следует рассматривать в качестве основных задач как преподавателей вузов, так и исследователей в сфере высшего образования.

В последнее время исследования по проблеме профессионально-педагогических умений активизировались и ведутся в различных направлениях. В частности, осуществляется разработка профессиограмм, в которых фиксируется содержание и структура теоретических знаний и умений, лассифицированы педагогические умения в соответствии с конструктивными, организаторскими, коммуникативными компонентами профессионально-педагогической деятельности.

Эффективность управления зависит от учета состояния организма спортсменов, выбора действенных средств и методов подготовки, соответствующих требованиям вида спорта и условиям подготовки. Управление процессом спортивной подготовки предполагает создание системы планов, которые включали бы в себя основные элементы предстоящей деятельности и контроля за её протеканием, а также допускали внесение в случае необходимости корректив в процесс подготовки спортсменов.

Собственно управление является реализацией выработанного заранее плана. Логичным и обоснованным представляется положение, что планирование системы спортивной подготовки является ведущей функцией профессионально-педагогической деятельности тренера, а оно должно быть системным (целостным), отражать качественные и количественные характеристики процесса подготовки спортсменов, преемственность целей на различных её этапах.

Перед тренером стоит задача – за определенный отрезок времени перевести организм спортсменов из данного исходного состояния в новое функциональное состояние, позволяющее показать заданный (более высокий) спортивный результат. Такое преобразование состояния организма достигается с помощью специально организованной системы тренировочных и соревновательных воздействий (нагрузки, их качественные и количественные характеристики, чередования упражнений, занятий, циклов и т.д.).

В данном случае формируется и проявляется система «тренер-спортсмен», где, тренер представляет собой управляющую подсистему, а спортсмен управляющую. Существенной особенностью такой системы является то, что тренер не руководит непосредственно функциями организма спортсменов. Управляемый компонент системы – организм спортсменов, который является саморегулирующейся подсистемой, способной к самообучению и самосовершенствованию на основе неполной информации, и тренер руководит только поведением спортсменов через её высший смысловой уровень. Он подбирает такие упражнения, их сочетания, которые с определенной степенью вероятности будут вызывать получение запрограммированных двигательных действий и тренировочных эффектов срочного, отставленного и кумулятивного (устойчивого и долговременного) характера.

Заключительным звеном цикла управления является изучение информации об эффективности процесса управления и, при необходимости, внесение в него необходимых корректив. В этом звене требуются следующие по значимости и сложности формирования и умения (табл. 1).

Поэтапное сочетание процесса получения теоретических знаний с особенностями их практического применения создает объективные предпосылки для качественного усвоения соответствующих знаний и объективного формирования необходимых  ППУ, во-первых;  ликвидации раз-

Таблица 1.

Значимость и сложность формирования ППУ по изучению информации об управлении процессом спортивной подготовки и его коррекции (М+m)

 

Содержание операций

Значимость умений

Сложность формирования умений

ранг

балл

Анализ информации об индивидуальном уровне подготовленности

1,8+0,1

4,5+0,2

Анализ информации об эффективности тренировочных средств

5,0+0,2

3,1+0,1

Анализ информации о достижении цели управления спортивным мастерством, его модельных значений

6,08+0,2

3,0+0,1

Анализ информации о решении поставленных задач

6,8+0,2

3,0+0,1

Коррекция прогноза

8,8+0,3

3,3+0,1

 

рыва между приобретаемыми знаниями и их практической реализацией в виде умений, во-вторых; возможности получения достаточно полной и объективной информации о действенности предложенной методики, в-третьих.

Методика подготовки будущих специалистов к тренерской деятельности с акцентом на формирование умений по управлению подготовкой спортсменов позволяет создать у испытуемых более глубокие представления о содержании каждого из формируемых умений, способствует закреплению знаний о последовательности конкретных действий, составляющих умения.

Высокий уровень развития профессиональной подготовки специалиста физической культуры и спорта позволяет говорить о качественной характеристике, отражающую высокую профессиональную квалификацию, разнообразие и эффективность творческих, профессиональных навыков и умений, владение современными методами решения профессиональных задач, что обусловливает высокую стабильную продуктивность деятельности. Это позволит сформировать ценностное отношение к педагогической профессии и осознать свою субъектную позицию.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz