ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Похоруков О.Ю.

 

 Домашняя
Вверх

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

О.Ю. Похоруков

Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Кузбасс

olegpokhorukov@yandex.ru

 

Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятой в социуме личностью.

В связи с этим, одной из актуальных проблем педагогической науки на современном этапе является разработка путей совершенствования профессионального мастерства педагогов, что обусловлено закономерностями общественного развития и высокой социальной значимостью проблемы повышения качества подготовки специалиста-профессионала, основанной на гуманистических идеалах и принципах [2,3,4,7].

В современных психолого-педагогических исследованиях (О.А. Абдулина, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузмина, В.А. Сластенин и др.), подчеркивается, что кризисные явления современного образовательного процесса, наиболее ярко проявляющиеся в последние десятилетия, помимо всего прочего являются следствием его отставания от динамики развития науки, производства и общества. Образование оказалось в двояком положении: с одной стороны, оно обусловливает научно-технический прогресс, а с другой – в недрах самого образовательного процесса отчетливо проявляются тенденции стабильности неизменности существующего положения, внутреннее сопротивление инновационным явлениям в собственной области [1,6,8].

Достижение и поддержание должного уровня профессиональной зрелости практикующего педагога адаптивной физической культуры требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, проявлять их в повседневной жизни и практической деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что уровень знаний и умений характеризует всего лишь компетентность человека в соответствующей области.

Профессиональная зрелость педагога физической культуры – это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных жизненных ситуациях профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет не только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных личностных установках, идеалах, потребностях и мотивах, определяющих сферу и условия их повседневного проявления.

Анализ психолого-педагогической литературы и наша многолетняя практика позволили выделить основные компоненты внутренней культуры педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями:

а) личность педагога с его индивидуально-психологическими и социально-педагогическими достоинствами и недостатками – индивидуально-личностный уровень;

б) объем и степень усвоения учителем накопленного в профессиональной деятельности педагогического опыта, эту часть внутренней составляющей называют теоретическим (мировоззренческим) уровнем педагогической культуры. Он определяет рациональный уровень (компонент) и показывает, какие психолого-педагогические знания как усвоены специалистом, в какой степени они могут быть им использованы в профессиональной деятельности;

в) сформированное чувственное отношение к субъектам профессиональной деятельности, физкультурной работе, ее результатам и самосовершенствованию в педагогической области. Данная часть внутренней составляющей называется чувственным (эмоциональным) уровнем педагогической культуры, ее эмоциональным компонентом. Данный компонент формируется и укрепляется в процессе овладения опытом оздоровительно-педагогической деятельности. Он включает в себя: испытываемые специалистом чувства (симпатии или антипатии, уважения, безразличия или пренебрежения и пр.) к объекту реабилитационной работы, самой деятельности; его переживания в процессе деятельности, а также в оценке достигаемых результатов; развитие потребности в познании и овладении новым опытом социальной работы. Чувственный уровень часто определяет внутреннее отношение специалиста к педагогической деятельности, потребность в педагогическом самосовершенствовании. Он во многом характеризует его внутреннюю нравственную культуру [5,7].

Рациональный и эмоциональный компоненты педагогической культуры учителя адаптивной физической культуры реализуются самой личностью через ее волевой компонент, который характеризуется сформированными нравственно–волевыми качествами педагога, определяющими его способность реализовать свой личный социально-педагогический опыт в профессиональной деятельности.

Внешняя составляющая профессиональной зрелости учителя адаптивной физической культуры – это то, что находит повседневное проявление в его от ношении к субъектам физкультурной работы, реабилитационно-педагогической деятельности, их результатам. Она включает:

внешние достоинства и недостатки специалиста как человека (внешний вид, привычки, манеры и прочее), то есть личностный уровень проявления педагогической культуры, что характеризует педагогическую сторону личности учителя как специалиста;

собственно проявляемые педагогические аспекты деятельности специалиста в процессе реабилитационной работы (поведение, действия, поступки, оказывающие педагогическое воздействие на объект), поведенческий уровень педагогической культуры, который характеризует повседневное педагогическое проявление учителя адаптивной физической культуры в общении с обучающимися со специальными образовательными потребностями;

проявление уровня владения педагогическими технологиями, методами и методиками, средствами и приемами – практико-педагогический уровень педагога адаптивной физической культуры, который показывает степень владения учителем реальным педагогическим опытом, искусством педагогической деятельности, его педагогические возможности в работе с обучающимися, а также результативность его профессиональной деятельности;

отношение специалиста к субъекту реабилитационной работы – уровень внешнего отношения. Специалист может уметь эффективно выполнять ту или иную педагогическую деятельность, но отношение к ней и ее результативность часто зависят от его личностной позиции. Внешнее отношение показывает внимание педагога адаптивной физической культуры к ребенку с особыми образовательными потребностями, заинтересованность или безразличие к результатам своей деятельности. Оно выступает важной характеристикой проявления педагогической культуры учителя. Как показывает наша практика, внешнее отношение специалиста во многом является проявлением его чувственного (эмоционального) уровня, то есть внутренней педагогической культуры.

Таким образом, в условиях роста экономической обусловленности взаимоотношений людей в профессиональной сфере проблема отношения к обучающимся с особыми образовательными потребностями, самой реабилитационно-педагогической работе и ее результативности становится особенно актуальной. Реабилитационно-педагогическая работа является сферой преимущественно не коммерческой, а государственной и волонтерской деятельности. Данный факт свидетельствует о том, что в новых условиях нравственная позиция личности учителя адаптивной физической культуры приобретает особое значение как показатель его профессиональной и педагогической зрелости.

Литература

1.  Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина. – М.: Просвещение, 1990. – 141 с.

2.  Артюшенко, А.Ф. Некоторые вопросы подготовки специалистов на факультете физического воспитания / А.Ф. Артюшенко, B.C. Лизогуб // Теория и практика физической культуры. – 1994. – №12. – С. 34–35.

3.  Ашмарин, Б.А. Профессиограмма учителя физической культуры. Метод. разработка / Б.А. Ашмарин. – Хабаровск, 1991. – 13 с.

4.  Галицких, Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущих педагогов в университете / Е.О. Галицких. – СПб.: СЛП, 2001. – 237 с.

5.  Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: учебное пособие / И.Ф. Исаев. – Белгород: БГПИ, 1992. – 52 с.

6.  Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.

7.  Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 11–17.

8.  Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие / В.А. Сластенин. М.: Прометей, 1993. – 177 с.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz