ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Понамарева М.В. Паточкина Н.А.

 

 Домашняя
Вверх

 

ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПРОБЛЕМЫ

Понамарева М.В. Паточкина Н.А.

Средняя школа №153, г. Челябинск

 

Вот уже около 15 лет в школе №153 г. Челябинск проводится третий урок физической культуры в начальной школе, который мы называем теоретико-практически оздоровительный. ТПО Все только внедряют третий урок физической культуры, а мы уже может поделиться опытом.

Анализируя данные о здоровье школьников, пришли к выводу, что одна из основных причин – неосознанное отношение у наших детей понятию «здоровье» вообще и к своему здоровью в частности.

Считаем, что школьные уроки физкультуры могут качественно изменить сложившуюся ситуацию, если приоритетными для учителя станет не стопроцентное овладение умениями и навыками выполнения физических упражнений, а сознательное, осмысленное отношение учащихся к формированию своего здоровья.

Главная задача, которая долгое время ставилась перед школьным уроком физкультуры, – обеспечить высокую плотность урока.

Поэтому нечасто учитель поясняет, демонстрируя упражнения, каково его применение и значение в жизни, почему один элемент следует за другим, как влияет данное упражнение на организм человека, а, ведь, это необходимо.

Главное – это создание у детей целостного представления о физической культуре как элементе общей культуры человека.

В целях реализации этого культурологического подхода к формированию личности учащихся иллюстрируются уроки ТПО историческими фактами, жизненными примерами.

Уроки теоретико–практического оздоровления – благоприятная среда для внедрения инновационных технологий, где используются здоровьесберегающие, личностно – ориентированные, игровые методики.

В процессе практического освоения программы внесено не менее 30% нового содержания.

Добавлены новые комплексы упражнений в разделы программы: глазная и дыхательная гимнастика, коррекция опорно-двигательного аппарата, гигиеническая физическая культура.

 Пономаревой М.В. сформирована система практических домашних заданий по составлению комплексов упражнений утренней гигиенической гимнастики, физкульт. минут и физкультпауз, упражнений для глазадвигательных мышц и укрепления дыхательной мускулатуры, комплексов, направленных на формирование правильной осанки, свода стопы. Таким образом, организуется совместная продуктивная деятельность: школа – ребёнок – семья.

Систематизированы и успешно применяются игры, направленные на развитие логического мышления, пространственного воображения, зрительной памяти и координации движений.

В основу курса теоретико-практического оздоровления положены следующие современные концепции:

– культурологическая концепция личностно – ориентированного образования Е.В. Бонда-ревской;

– концепция Н.Е. Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека»

– концепция О.С. Газмана «Педагогическая поддержка ребёнка и процесса развития».

Цель уроков ТПО: ф

– формирование ценностного отношения детей к здоровью как к понятию многоаспектному;

– формирование умения делать осознанный выбор здорового образа жизни;

– формирование умений самостоятельно использовать специальные упражнения для оспитания таких физических качеств, как быстрота, координация, скоростно-силовые способности и профилактики заболеваний: органов дыхания и зрения, сколиозов и плоскостопия, инфекционных заболеваний;

– формирование осознанного и творческого отношения учащихся к занятиям ФУ. Ребёнок становится не просто исполнителем воли педагога, слепо копируя то или иное упражнение, а участником творческого процесса;

– развитие логики, мышления и пространственного воображения учащихся. Развивающие игры занимают значительное место на уроках теоретико-практического оздоровления, особенно в классах педагогической поддержки, так как они решают задачи интеллектуального развития учащихся;

– актуализация семейного воспитания, что сегодня является важнейшей педагогической проблемой.

Теоретико-практическое оздоровление – предмет семейный, поэтому домашние задания по составлению корригирующих комплексов, придумыванию игр и упражнений, которые рассчитаны на совместное выполнение детьми и родителями, рассматриваются как сотворчество, которое всегда успешно.

Таким образом, решаются и просветительские задачи уроков ТПО за счет вовлечения семей учащихся в образовательный процесс, так укрепляются семейные связи и связи школы и семьи.

Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.

Задача пeрвой части, продолжительностью 8–10 минут, познакомится с новым теоретическим материалом или закрепить уже пройденный.

В основной части, продолжительностью 30 минут, учащиеся в игровой форме овладевают двигательными умениями и навыками с обязательным использованием комплексов физических упражнений.

Заключительная часть урока 3–5 минут. На этом этапе моя задача закрепить новый теоретический материал, дать положительные установки на успех, восстановить пульс, подвести итоги урока и дать домашнее задание.

Структура урока, продолжительность ее частей является примерной, она может меняться в зависимости от конкретных задач урока, но в любом случае следует выдерживать наиболее оптимальное соотношение умственной и физической нагрузок (соответственно 15 и 25 минут), их чередование, а также сохранить рекомендуемый объем игр и игровых упражнений.

Для этапного контроля за эффективностью учебного процесса, в конце каждой четверти запланирован контрольный урок для проверки усвоения знаний, овладения умениями и развития физических качеств.

Уроки ТПО проводятся в обычном классе и не требуют материальных затрат на дополнительное строительство спортивных сооружений.

Мы рассматриваем курс теоретико-практического оздоровления для начальных классов как систему знаний, необходимую часть, «кирпичик» в фундаменте здоровьесбережения, ставшего жизненно-необходимым в наше время. Поэтому программу ТП0 осваивают 100% учащихся.

Как показывает опыт, изобилие теоретического материала на уроке сопряжено с определенными трудностями.

Поскольку учащиеся не имеют учебников по ТПО, то все понятия они должны воспринимать на слух, поэтому учитель должен владеть культурой диалога: он должен уметь выслушать ребенка, дать ему возможность самому «докопаться» до сути, разобраться в сказанном, или же очень деликатно направить мысль, подсказать.

Уроки теоретико-практического оздоровления строятся на широком использовании коммуникативных технологий.

Это способствует созданию положительной мотивации, таким образом, решаются и задачи социализации личности учащихся.

На теоретическом этапе также «оттачивается» грамотная, спортивная терминология, осваиваются определения, термины, теоретические сведения, правила поведения и техника безопасности при выполнении тех или иных упражнений и комплексов.

В ходе подготовки к урокам, используется содержание таких предметов, как история, биология, химия. Так решается задачи интеграции обучения, т.к. уроки теоретико-практического оздоровления позволяют интегрировать физическое, психологическое, интеллектуальное, нравственное направление развития личности ребенка.

В практическую часть урока включаю различные комплексы упражнений, обучение детей движениям, развивающие и подвижные игры, эстафеты, сценки, практические задания, тестирование.

Обычно эмоциональная, красочная, азартная, часто сопровождаемая музыкой, эта часть урока особенно нравится детям.

Для развития образного мышления учащихся на этом этапе урока активно используются упражнения имитации поз и движений различных животных.

Эффективен приём постоянного чередования физической и интеллектуальной деятельности учащихся.

В конце урока всегда игра. И хотя ее не сравнишь с подвижными играми, проводимыми в спортивном зале, она всегда вызывает бурю эмоций, которые накопились за урок. Здесь игра – это и закрепление, и разрядка, но помимо этого, она способствует развитию какого-либо качества: будь, то внимательность, ловкость или быстрота.

Анализируя результаты последних 5-ти лет, можно сказать что

– отзывы родителей свидетельствует о повышении интереса детей к своему здоровью;

– усилилась мотивация учащихся к занятиям физкультурой;

– снизился процент простудных заболеваний;

– врачами рекомендован перевод некоторых учащихся из подготовительной группы здоровья в основную;

– возросло количество детей, занимающихся в школьных спортивных секциях;

Учащиеся начальных классов способны самостоятельно проверить состояние опорно-двигательного аппарата, подобрать специальные упражнения, построить из них комплекс и самостоятельно его выполнять.

Умеют правильно назвать все части тела, мышцы, суставы и понимают какие нужно подобрать упражнения для развития того или иного физического качества, для укрепления разных групп мышц.

Отмечая очевидные положительные эффекты уроков теоретико-практического оздоровления, мы стараемся, чтобы идея формирования осознанного выбора учащимися здоровья во всех его смыслах была поддержана и развита студентами, которые проходят у нас педагогическую практику на протяжении 17 лет.

Для создания круга единомышленников, заинтересованных в реализации программы теоретико-практического оздоровления, Пономарева М.В. постоянно представляет свой опыт работы коллегам.

В этом году проведён мастер-класс для учителей физкультуры г. Снежинска: «Курс теоретико-практического оздоровления, как основа системы работы школы». Это наш первый опыт представления работы коллегам из области.

В целях совершенствования и развития курса теоретико-практического оздоровления, продолжаем сотрудничать с учеными и методистами факультетов физической культуры и спорта Южно-Уральского гсударственного университета, Уральского государственного университета физической культуры, а так же факультетом физической культуры и безопасности жизнедеятельности Челябинского государственного педагогического университета.

Из всего сказанного можно сделать вывод:

Социально значимые воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни, обучение учащихся мобилизации и релаксации, телесного и духовного самосовершенствования, приводят к совершенствованию содержания физического воспитания в общеобразовательной школе и, безусловно, воспитывают у учащихся умение осознанно выбирать здоровье, как основополагающую жизненную ценность.

Литература

1. Нежкина, Н. Здоровье школьника – как сделать занятия физкультуру полезными и интересными / Н. Нежкина // Народное образование – М., – №7. – 2009. – С.175.

2. Белоусов, А. Движение – это жизни / А. Белоусов // Директор школы – №6 – 2009. – С. 101.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz