ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Паточкина Н.А., Пасмурцева В.А.

 

 Домашняя
Вверх

 

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ, ЗДОРОВОГО

ОБРАЗА ЖИЗНИ ПЕДАГОГОВ ШКОЛЫ

Н.А. Паточкина, В.А. Пасмурцева

Южно-Уральский Государственный Университет, г. Челябинск

kometa.90@mail.ru

 

Здоровье нации, здоровый образ жизни, здоровая личность – слова, которые часто произносятся сегодня в нашем обществе. Мы неоднократно слышим, что в оздоровлении нуждаются государство, экономика, политические отношения, люди. Но только здоровый учитель может воспитать здоровое поколение, стара, как мир, истина «учитель формирует будущее нации».

В ходе многолетних исследований личных и профессиональных ценностей педагогических работников различных категорий  было выяснено, что среди их личных ценностей категория «здоровье» в последние годы не только отчетливо проявилась, но и занимает в системе ценностей педагогов высокое ранговое место. А вот среди профессиональных оно практически отсутствует: процент учителей, номинирующих «здоровье учащихся» среди профессиональных ценностей, составляет всего 0.6%. Это объясняется, прежде всего, тем, что само понятие «здоровье» стало трактоваться более широко, чем просто отсутствие заболевания, в него все чаще вкладывается социокультурный смысл: современные определения здоровья включают такие компоненты как субъективное благополучие и ответственное поведение. Например по уставу ВОЗ, здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Однако это определение не может быть использовано для оценки здоровья на популяционном и индивидуальном уровне. По мнению ВОЗ, в медико-санитарной статистике под здоровьем на индивидуальном уровне понимается отсутствие выявленных расстройств и заболеваний, а на популяционном – процесс снижения уровня смертности, заболеваемости и инвалидности.

Масштабные исследования ученых и практиков выявили проблемы педагогов, связанные со здоровьем: неверие в свои возможности изменить ситуацию в позитивную сторону, неадекватное представление учителей о ценности здоровья, негативные психоэмоциональные состояния, в которых пребывают школьные учителя, неудовлетворительное состояние их соматического здоровья, отсутствие внешних ресурсов для его сбережения и восстановления, отсутствие мотивации на здоровьесозидающую педагогическую деятельность, которая протекает в самых различных условиях, от которых, в конечном итоге, зависит здоровье человека.

В последнее десятилетие прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения. Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учитель нуждается в охране здоровья не меньше, чем школьники, так как находится в сложнейших условиях жизнедеятельности. Это, прежде всего невысокая оплата труда, социальная незащищенность, недоступность медико-психологических консультаций по вопросам собственной сохранности в условиях работы современной школы, невысокий уровень психологической грамотности, не позволяющий сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни.

Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и афонии, которые входят в перечень профессиональных заболеваний педагогов. Гиподинамия, значительная ортостатическая нагрузка, речевые и психические перегрузки вызывают патологические изменения в дыхательной и сердечно-сосудистой системах. К наиболее распространенным нарушениям здоровья педагогов относят: нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний), сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.), остеохондроз, нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы, заболевания верхних дыхательных путей, патологию зрения и др. Для того чтобы найти выход из этой ситуации, директора школ проводят анализ больничных листов, по которым можно определить заболевания, наиболее часто встречающиеся у учителей (табл. 1.).

Таблица 1.

Результаты анализа больничных листов учителей МОУ СОШ №101 за 2007–08 учебный год

 

Вид заболевания по больничному листу

Частота встречаемости (%)

Заболевания сердечно-сосудистой системы

30

Заболевания органов зрения

3

Лор заболевания

32

Заболевания органов дыхания

6

Ортопедические заболевания

10

Урологические заболевания

1

Аллергические заболевания

5

Неврологические заболевания

1

Заболевания органов пищеварения

5

Вегетососудистые заболевания

5

Другое

2

Количество учителей, страдающих двумя и более заболеваниями одновременно.

10

Из этой таблице видно, что наиболее часто встречающееся заболевания у педагогов школ – это профессиональные болезни, связанные с речевым аппаратом, лор заболевания, а также заболевания сердечно-сосудистой системы.

Для профилактики заболеваний директор школы может учитывать самые распространенные профессиональные заболевания учителей и предпринимать меры по их устранению. И главное четко определить, что такое культура здоровья педагога. Это понимается как система знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально волевого опыта педагога и его готовности к практической деятельности, направленной на совершенствование индивидуального здоровья как условия эффективной самореализации в сфере педагогического труда, использование принципов и применение способов и средств, позволяющих сохранять здоровье учащихся и формировать у них здоровьеориентированное поведение.

Литература

1.  Лучкевич, В.С. Определения здоровья / В.С. Лучкевич, И.В. Полякова // Векипедия.– http: //www.wikipedia.ru.

2.  Молярчук, Н.Н. Культура здоровья  учителя / Н. Молярчук // Народное образование. – 2009. – №5. – С. 215–218.

3.  Молярчук, Н.Н. Культура здоровья педагога: автореферат дис. д–ра пед. наук / Н.Н. Молярчук. – Тюмень, 2009. – 64 с.

4.  Малярчук, Н.Н. Профессиональное здоровье педагогов: проблемы и пути реализации / Н.Н. Малярчук, О.В. Борисова, Е.А. Бухнер. – Тюмень: МОУ ДПО ГИМЦ, 2005. – 84 с.

5.  Ушаков К.М. Системная модель здоровьесберегающей школы / К.М. Ушаков // Директор школы. – 2009. – №7.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz