ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Бондарчук Т.В., Богдановский А.Н., Вирк О.В

 

 Домашняя
Вверх

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Т.В. Бондарчук, А.Н. Богдановский, О.В. Вирк

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Virk-olena@mail.ru

 

Одной из важнейших проблем, существующих сегодня в профессиональной деятельности, является рассогласование между характером отношения «человек – деятельность», который необходим для реализации процесса развития, а именно субьектно-личностного отношения, и характером отношения бессубъектного, который существует и воспроизводится сегодня в социальной практике.

Данное противоречие остро проявляет себя и в сфере физкультурной педагогической деятельности. Анализ этой деятельности показывает, что для нее характерно рассогласование между:

1) репродуктивно-консервативными, авторитарными установками и стереотипами, характеризующими сознание педагога по физической культуре и ориентированными, прежде всего, на выполнение узкопрофессиональных задач. Для их выполнения педагогом по физической культуре используется в качестве основного средства, «материала», который оформляется в соответствии с профессиональной функцией, реализуемой им на своем рабочем месте. В этой ситуации педагог по физической культуре «прикрепляется» к существующим должностным функциям и живет по их законам. Личностно-профессиональная позиция педагога по физической культуре редуцируется до функционально-исполнительской. Этот тип отношений «человек – деятельность» называется бессубъектным;

2) ценностями педагогического гуманизма, творчества, профессионализма, где педагог по физической культуре выступает в качестве субъекта, ориентирующегося на создание новых форм общественной жизни.

Признание человека в качестве главной ценности дает возможность осуществлять профессиональную деятельность на принципиально иных основаниях, главный из которых – принцип творческого развития личности.

Поскольку сегодня осознана необходимость перестройки всей сферы физкультурной деятельности на основе ценностей гуманизма, утверждения их приоритета, то особую актуальность приобретает не только провозглашение этого принципа, но и разработка механизма его реализации в практической деятельности, в том числе в профессиональной деятельности педагога по физической культуре, выступающего одной из ее ключевых фигур. На новые ориентации в деятельности педагога по физической культуре и направлен наш исследовательский интерес.

Из широкого круга проблем, возникших в связи с этим, в качестве центрального выделен процесс профессионального самоопределения (ПС).

Проблема СО (самоопределения) личности рассматривается как проблема определения человеком себя в мире профессий, человеческих отношений, социальных изменений и т.д. В общем виде феномен СО можно охарактеризовать как способность личности решить стоящую перед ней проблему, основанием для принятия решения которой является осознание собственных убеждений, мотивов, ценностей.

Самоопределение личности педагога по физической культуре тем более значимо сегодня, когда процессы коммерциализации, предпринимательства, захватившие страну в целом, преломляются в массовом сознании специалистов каждой профессиональной сферы сложным и противоречивым спектром технократических настроений, установок, а зачастую и принципов жизни. В связи с этим особую болезненную остроту приобретают психологические проблемы: ставится под удар личность как самоценность. Человек утрачивает представление о собственной идентичности, устойчивости своего внутреннего мира, о специфически человеческом. В таких условиях самоопределение помогает человеку осознать и отстоять свою позицию, стать личностью сопричастным к необходимым событиям. Оно способствует становлению активных деятелей.

Исходным методологическим принципом при разработке понятия СО выступило важнейшее положение А.Н. Леонтьева [2, 3] о двух образующих индивидуального сознания – значении и личностном смысле, использование которого неизбежно приводит к рассмотрению понятия мотива как предмета человеческих потребностей, являющегося одним из центральных понятий процесса СО.

СО понимается как рефлексивный процесс выявления профессионалом проблем в сфере своей деятельности, личностное отношение к этим проблемам с точки зрения ценностных установок и построение профессионально-культурных способов их разрешения, приводящих к смене личностных парадигм, с одной стороны, и как следствие – к изменению определенных структур и способов деятельности, с другой.

Такое понимание СО опирается на основную идею Л.С. Выготского [1], считавшего преобразование собственного поведения фундаментом только человеческой психики и сознания, и методологический принцип единства деятельности, сознания и личности, разработанный С.Л. Рубинштейном [6] и А.Н. Леонтьевым [4, 5].

Беря за основу активную преобразующую функцию субъекта, в том числе преобразования сознания, мышления, т.е. внутренних детерминант, мы обращаемся к методологическому принципу «внешнее через внутреннее», разработанному С.Л. Рубинштейном, то есть к проблеме детерминации.

В контексте профессиональной деятельности проблема СО рассматривается нами как осмысленный, рефлексивный процесс выявления профессиональных проблем, задания культурных способов их разрешения и включения в реализацию на основе процессов целеполагания, ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности.

В контексте профессиональной деятельности педагога по физической культуре (фк) проблема СО выступает для нас как проблема его СО по отношению к содержанию профессиональной деятельности, целевым и ценностным ее аспектам. Определяясь в целевых установках, способах деятельности, соответствующих ценностным ориентациям, определяясь в механизмах и средствах деятельности, личность одновременно отказывается от многих других средств, способов, целей и т.д. Управление процессом ПД осуществляется через процесс ПС, который непосредственно обусловлен ценностными ориентациями, особенностями мышления, способностями, целями, мотивами, потребностями человека, его самооценкой и уровнем притязаний, эмоциональными установками, уровнем развития волевых качеств.

Таким образом, ПС есть автономный процесс, строящийся на разрешении внутренних противоречий, что одновременно является источником активности, движущей силой этого процесса. Внутренняя активность человека – необходимое условие процесса СО. ПС – существенная сторона общего процесса развития личности педагога по фк, выступающего в качестве содержательного компонента его духовного развития. Поэтому для построения научной теории процесса СО первостепенное значение имеет исследование закономерностей формирования внутренней, психологической основы СО.

В связи с такой постановкой проблемы рассмотрим социально-психологические механизмы СО, которые будут являться основанием для формирования процесса СО в ситуации профессиональной деятельности.

Интеллектуально-рефлексивные механизмы обеспечивают не только потенциальную, но и реальную открытость человека новому опыту. Показателями того, что профессионал начал рефлексировать, являются рассуждения, проблематизирующие цели, мотивы, ценности. Интеллектуальная рефлексия служит средством радикальных изменений собственного «Я» как целого в особых ситуациях, в которых обнаруживается недостаточность и неадекватность сложившихся ранее способов и стереотипов общения, поведения и жизнедеятельности в целом, что зачастую приводит к внутреннему конфликту личности педагога по физической культуре.

Преодоление «внутреннего конфликта» означает, что можно переходить к организации нового этапа СО – поиску идей. Чтобы начать действовать, профессионал должен искать пути выхода из создавшейся ситуации. Это начинается с общих набросков различных вариантов решения проблемы. Желание стать субъектом деятельности выводит педагога по физической культуре в поисковый режим, режим интеллектуального «простраивания» новой деятельности. Специфика этапа поиска идей состоит в том, что педагог осознает трудность реализации найденной идеи в рамках прежних условий, но готов противостоять консерватизму, старым, отжившим формам работы.

Последний, завершающий этап становления процесса СО – проектирование новых основ деятельности. Это система решений, включающая установки, относящиеся к разным векторам ее профессионального СО, гражданского СО, личностного СО.

Проектирование педагогом по физической культуре своей деятельности – это лепка индивидуальности и выбор жизненного пути, ибо, с одной стороны, деятельность проектируется в соответствии с потребностями, интересами, ценностями, притязаниями его личности, а с другой – она «проецирует» формирование определенных личностных структур и «задает» личности педагога по физической культуре определенный стиль социального поведения.

Таким образом, профессиональная деятельность педагога по физической культуре, а соответственно и система образования, готовящая этих специалистов, должна создавать условия для самоопределения личности.

Литература

1. Выготский, Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский. Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.

2. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.

3. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. – 3–е изд. / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд–во МГУ, 1972. – 576 с.

4. Леонтьев, А.Н. Категория деятельности в советской психологии / А.Н. Леонтьев // Избр. психол. произв. Т. 3. – М., 1983. – С. 243–246.

5. Леонтьев, А.А. Единицы и уровни деятельности / А.А. Леонтьев. – М.: Психология, 1978. – № 2. – С. 3–13.

6. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / С.Л. Рубинштейн. – М.: Изд–во АН СССР, 1957. – 328 с.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:23 +0500
Хостинг от uCoz