ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Паточкина Н.А., Дубоделова А.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ЮНЫХ СТРЕЛКОВ-СПОРТСМЕНОВ

Н.А. Паточкина, А.В. Дубоделова

Южно-Уральский Государственный университет, г. Челябинск

 

Пулевая стрельба, как вид спорта, своеобразна. Она характеризуется отсутствием активной динамической мышечной деятельности, видимых изменений движений человека. Однако многократные подъемы и удержания оружия (его вес составляет от 1 до 8 кг) в позе изготовки вызывает определенные статические напряжения опорно-двигательного аппарата спортсмена. Преобладание статических напряжений никак не снижает требований к общей, разносторонней физической подготовленности спортсменов-стрелков. Стрелку в высокой степени необходимо развитие ряда нервно-психических качеств. Успех в стрелковом спорте напрямую зависит от способности спортсмена к точному сенсомоторному контролю, глубокой концентрации внимания, четкой работы зрительного анализатора и все это в целом в условиях эмоционального напряжения на ответственных соревнованиях. Многократное повторение однотипных движений приводит к развитию явления монотонии – неблагоприятным изменениям физиологических функций, неприятным субъективным ощущениям, быстро развивающемуся утомлению.

Одним из основных психологических факторов, обеспечивающих надежность соревновательной деятельности, является фактор эмоциональной устойчивости, позволяющий спортсмену надежно выполнять целевые задачи спортивной деятельности за счет оптимального использования нервно-психических резервов.

Разработка вопросов психологической подготовки юных спортсменов в пулевой стрельбе в настоящее время особенно актуальна, так как выступления в ответственных соревнованиях проходят в условиях жесткой конкурентной борьбы и характеризуются повышенным эмоциональным напряжением.

Анализ показал, что проблема повышения эмоциональной устойчивости в спортивной психологии в основном изучалась применительно к высококвалифицированным спортсменам при недостаточном внимании к ней при подготовке юных спортсменов, поэтому цель нашей работы – повышение эффективности спортивной деятельности юных спортсменов пулевиков на основе индивидуальных и типологических показателей эмоциональной устойчивости.

Для достижения поставленной цели мы поставили следующие задачи:

– выявить особенности личности юных стрелков-пулевиков в связи с их соревновательной деятельностью;

– дать характеристику психического состояния стрелка и успешности его деятельности в различных по степени эмоциональной напряженности соревновательных ситуациях;

– определить степень взаимосвязи личностных характеристик стрелков и соревновательной эмоциональной устойчивости;

 – выявить основные факторы, детерминирующие эмоцианальную устойчивость юных спортсменов стрелков.

Исследования проводились на базе  СДЮСШОР РОСТО по пулевой стрельбе в младшей группе (10–14 лет). Беседы со спортсменами и тренером, анкеты выявили наиболее типичные ситуации, возникающие в ходе выполнения стрелковых упражнений по степени их психической напряженности.

Наибольшую напряженность, по мнению подавляющего большинства опрошенных (95,1%), вызывает ситуация «успеха», когда каждый последующий выстрел, продолжающий удачную серию, увеличивает тревогу спортсмена, дезорганизуя контроль за четким техническим выполнением отдельных элементов выстрела.

Следующей по уровню психического напряжения была признана ситуация «контрольных стрельб» (74,2%), в ходе которой перед спортсменом стоит задача достижения максимального результата на основе точного представления им своих технических возможностей.

На третье место (76,6%) была поставлена ситуация «потерь», когда стрелок неудачно начал упражнение или у него по какой-либо причине снизилась точность прицеливания. Далее респонденты расположили ситуацию «тактического выбора» (66,7%), возникновение которой возможно при стрельбе в «цейтноте», при плохой погоде, а также в ходе проведения финальных стрельб.

Практически полным отсутствием тревожности и волнения была охарактеризована ситуация стрельбы в ходе тренировочного занятия, когда спортсмены дают себе право на технические и тактические ошибки.

Анализ состояния изучаемого вопроса показал, что соревновательная деятельность как вид специфической деятельности человека характеризуется такими компонентами, как цель, задачи, средства достижения цели, мотивы. При этом соотношения между этими компонентами изменчивы. Вместе с тем соревновательная деятельность в стрелковом спорте имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных спецификой вида спорта.

По мнению специалистов, психическая надежность соревновательной деятельности стрелка обусловлена высоким уровнем развития внимания, мышления, мотивации, волевых усилий, способности к саморегуляции, чувства времени и др.

Исследования показали необходимость выполнения стрелком-спортсменом основных условий:

– поддержания высокой работоспособности в условиях нарастающего утомления, особенно в конце стрельбы;

– на основании информации, поступающей по ходу выполнения стрельб, принятия определенных решений и их исполнения для достижения максимально возможных результатов, когда главный соперник – не «рядом стреляющий спортсмен», а достоинство собственной пробоины;

– регулярного выполнения большого объема статической нагрузки;

– овладения приемами саморегуляции с целью оптимизации эмоциональных состояний, восстановления, стимуляции работоспособности.

Кроме того, повышенная эмоциональная напряженность соревновательной деятельности в стрельбе предъявляет ряд требований к личностно-типологическим особенностям, среди которых большое внимание уделяется темпераменту.

Следует признать темперамент фактором, во многом определяющим успешность спортивной деятельности, свойства которого оказывают значительное влияние на динамику предстартовых состояний, в том числе и на состояние ситуационной эмоциональной устойчивости.

В последние годы в области психологии стали все чаще говорить об эмоциональной устойчивости как о свойстве личности, которое обеспечивает высокоэффективную деятельность и целенаправленное поведение человека в условиях стресса. Существует целый ряд определений эмоциональной устойчивости. При этом важно отметить, что большинство исследователей под эмоциональной устойчивостью понимают свойство или качество личности, способствующее высокой продуктивной напряженной деятельности. Е.А. Милерян трактует это понятие несколько шире, понимая под этим свойством «с одной стороны, невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное воздействие на психическое состояние индивидуума, а с другой стороны, способность контролировать, сдерживать и управлять возникающими эмоциями, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий».

Мы считаем, что эмоциональная устойчивость, – это системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся в напряженной деятельности. Все эти эмоциональные механизмы напряженной деятельности получают свою определенность в структуре системы саморегуляции. Поскольку эмоциональные механизмы содержат приспособительный эффект, выступая в динамическом единстве по отношению к успеху достижения принятой цели, то эмоциональная устойчивость может быть представлена как целостный процесс эмоциональной саморегуляции напряженной деятельности.

Учитывая специфику стрелкового спорта и особенности соревновательной деятельности в нем, нам представляется возможным говорить о ситуационной эмоциональной устойчивости как о факторе, обеспечивающем надежность и эффективность действий спортсмена. В беседах с тренерским составом была выявлена четко прослеживаемая динамика понижения уровня личностной тревожности и невротизма по мере совершенствования спортивного мастерства. В то же время закономерно возрастают показатели психической надежности, одним из компонентов которой является соревновательная эмоциональная устойчивость. Улучшаются также показатели мотивационной сферы, помехоустойчивости и способности к саморегуляции.

В ходе наблюдений и бесед с чемпионкой мира мастером спорта международного класса Довженко Олесей было установлено, что выполнение стрелковых упражнений предъявляет специфические требования к вниманию стрелка. Особенности соревновательной деятельности таковы, что целый ряд сбивающих факторов оказывает на спортсмена отрицательное влияние, что может помешать ему контролировать технику выполнения отдельных элементов выстрела и снизить результат выступления. Одним из ведущих компонентов надежности выполнения выстрела, по мнению Довженко Олеси, является устойчивость внимания.

Соответственно этому в тренировочный процесс постоянно включаются упражнения на формирование психологической устойчивости и разрабатывается программа по изучению психологических особенностей каждого юного спортсмена.

Литература

1.  Грицаенко, М.В. Психологические особенности соревновательной деятельности стрелков спортсменов / М.В. Грицаенко, Е.В. Романина // Современные тенденции и проблемы развития физической культуры, спорта и туризма в обществе. – Воронеж, 2000. – С. 14–16.

2.  Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. – М.: Наука, 1998. – 192с.

3.  Родионов, А.В. Психофизическая тренировка / А.В. Родионов. – М.: ТОО Дар, 1995. – 64с.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:25 +0500
Хостинг от uCoz