ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Ноздрин М.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

РОЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ В УСПЕШНОСТИ В СТЕНДОВОЙ СТРЕЛЬБЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ПОЛА И ВОЗРАСТА

М.В. Ноздрин

Южно-Российский гуманитарный институт, г. Ростов–на-Дону

clv_6@mail.ru

 

Спорт сегодня является одной из сторон современной культуры и социальной жизни общества, имеющей свое содержание и структуру. Зрелищность спорта притягивает к себе многомиллионные массы людей. Победы или неудачи спортсменов на международных соревнованиях и Олимпиадах отражаются на престиже страны, поэтому каждая страна вкладывает много средств и сил, чтобы ее спортсмены были самые лучшие.

Одной из важнейших задач спортивной психологии является изучение влияния социально-демографических, личностных и психофизиологических особенностей спортсмена на успешность его спортивной деятельности.

Следует отметить, что в спортивной психологии разные виды спорта изучены по-разному. Наиболее часто объектом психологического исследования становились такие виды спорта, как футбол, спортивная гимнастика, легкая атлетика, плавание, борьба. Это связано с их массовым характером и доступностью для обучения. Виды спорта, требующие  сложного специального оборудования для занятий, менее представлены как в реальной жизни, так и в психологической литературе. К таким видам спорта можно отнести стрельбу, которой посвящены единичные работы: Л.М. Вайнштейн, 1981; М.В. Грицаенко, 2002; М.А. Жилина, 1981; В. И. Моросанова, 1885, 1998; Е.А.Петров, 1987; Ю.Ф. Цуранов, 1977; А.А.Юрьев, 1973.

Стрелковый спорт, в частности стендовая стрельба, предъявляет специфические требования к психофизиологическим особенностям спортсмена на разных стадиях его спортивно-профес-сионального становления. Повышенные требования распространяются на физическую выносливость, саморегуляцию когнитивной и эмоциональной сферы в постоянно меняющихся внешних условиях, свойственных стрельбе по быстролетящим мишеням. Эти же условия распространяются на способность, в случае достижения успеха, осознавать возможные мотивационные сдвиги и вырабатывать эффективные способы их коррекции. Выявляя психологические детерминанты успешного освоения деятельностью в различные возрастные периоды жизни спортсмена, можно обрести возможность оптимизировать условия тренировки с учетом его индивидуально-психологических особенностей.

В.И. Моросанова (1995, 1998) впервые в отечественной психологии исследовала влияние индивидуальных особенностей саморегуляции стрелков на успешность их спортивной деятельности, но ее работа выполнялась на материале пулевой стрельбы. Стендовая стрельба имеет отличие от пулевой снаряжением боеприпаса, а также тем, что в этом виде спорта стрельба осуществляется только по движущимся мишеням-тарелочкам.

Задачей данной работы было исследование связи индивидуальных особенностей саморегуляции с успешностью в стендовой стрельбе в условиях соревнований с учетом пола и возраста спортсменов.

Выборка испытуемых состояла из 25 девушек и 26 юношей в возрасте от 13 до 20 лет, а также 11 женщин и 13 мужчин в возрасте от 20 до 41 года. Спортивная квалификация стрелков, участвовавших в исследовании, варьировалась от второго разряда до звания «Заслуженный мастер спорта».

Для диагностики стилевых особенностей саморегуляции использовался опросник «Стиль саморегуляции поведения», разработанный В.И. Моросановой (1998). Он состоит из 46 утверждений, входящих в состав шести шкал, соответствующих основным регуляторным процессам: планирования, программирования, моделирования, оценки результата, самостоятельности и гибкости. В качестве критерия успешности спортсменов были взяты их средние результаты на трех Всероссийских соревнованиях по стендовой стрельбе за 2006 год.

Нами была проверена связь успешности спортсменов с их возрастом, для чего были высчитаны коэффициенты корреляции для четырех групп отдельно. Полученные данные говорят о высокой связи результативности и возраста во всех группах. Значения коэффициента корреляции в объединенной женской группе равно r = 0,74; p = 0,00, отдельно у девушек – r = 0,55; p = 0,004, у женщин значимой связи не наблюдается. Возрастной разброс у девушек составляет от 14 до 24 лет, поэтому фактор возраста оказал большое влияние на успешность, будучи сопряженным со стажем спортивной деятельности. У женщин возрастной разброс невелик, поэтому возрастной фактор у них не оказал влияния на успешность. В объединенной мужской группе также наблюдается высокая связь между успешностью и возрастом (r = 0,88; p = 0,00). У юношей этот показатель равен r = 0,81; p = 0,00, у мужчин – r = 0,70; p = 0,007.

Исходя из этих данных, мы предположили, что компоненты саморегуляции могут быть по-разному представлены у спорсменов разного пола и возраста, поэтому корреляционный анализ по методу Спирмена осуществлялся отдельно для каждой из 4-х подгрупп испытуемых.

В подгруппе девушек обнаружена значимая связь между успешностью выступлений и процессом моделирования (r=0,44; p = 0,03). На женской подгруппе выявлена связь между процессом оценки результата и успешностью выступлений (r=0,65; p = 0,03).

Данные могут свидетельствовать о важности для стрелково-стендовой деятельности у спортсменок таких качеств, как способность иметь модель значимых условий, как в процессе подготовки и реализации стрельбы, так и применительно к отдельным стрелковым действиям. Можно предположить, что для становления мастерства у девушек ведущим выступает регуляторный процесс моделирования значимых условий, а для поддержания уровня мастерства высших достижений у женщин главным оказывается процесс оценки результата. Процесс моделирования обеспечивает ту последовательность образов действий, которая необходима для получения желаемого результата, а процесс оценки последнего, обеспечивает стабильность действий.

На подгруппах спортсменов мужского пола были получены несколько иные данные. На юношеской подгруппе были обнаружены значимые связи моделирования (r = 0,48; p = 0,01), оценки результатов (r = 0,57; p = 0,002), гибкости (r = 0,45; p = 0,02) и общего уровня саморегуляции (r = 0,53; p = 0,005) с успешностью в спортивных соревнованиях. На подгруппе мужчин значимых связей не было обнаружено, за исключением тенденции к таковой между процессом моделирования и результативностью (r = 0,48; p = 0,097). Успешность в стендовой стрельбе у спортсменов мужского пола определяется выраженностью таких регуляторных процессов как моделирование и оценка результата, а также гибкостью, которые вносят вклад в общий уровень саморегуляции.

Таким образом, можно заключить, что возраст и пол вмешиваются в процесс влияния отдельных компонентов саморегуляции в результативность стрелковой деятельности в условиях соревнований. Если говорить о средних значениях успешности по этим подвыборкам, то наиболее успешными являются мужчины (90,5 баллов), за ними идут женщины (81,8 баллов), далее – юноши (68,9), и замыкают ряд девушки (62,3). Возможно, высокая результативность мужчин не дает большого разброса значений, как это наблюдается на выборках молодых спортсменов, поэтому связь успешности с саморегуляцией на их выборке не была обнаружена.

Полученные данные свидетельствуют о возможности повышения эффективности стендовой стрельбы в условиях соревнований через выработку механизмов саморегуляции спортсменов. Особенно это важно при работе с молодыми спортсменами, которые не в полной мере владеют профессиональными навыками.

Литература
1.  Вайнштейн, Л.М. Психология в пулевой стрельбе / Л.М. Вайнштейн. – М.: ДОСААФ. 1981.
2.  Грицаенко, М.В. Оптимизация эмоциональной устойчивости в тренировочном процессе стрелков-винтовочников / М.В. Грицаенко //Физическая культура. Воспитание, образование, тренировка. – №3. – 2002.
3.  Жилина, М. Методика психической подготовки стрелка / М. Жилина // Разноцветные мишени. Альманах. – М.: ФКиС. – 1981.
4.  Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции / В.И. Моросанова. – М.: Наука. – 1998.
5.  Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека / В.И. Моросанова. – Автореф. дис. докт.психол. наук. – М., 1995.
6.  Петров, Е.А. О психологической подготовке в стендовой стрельбе / Е.А. Петров // Разноцветные мишени. Альманах. – М.:ФКиС. – 1987.
7.  Цуранов, Ю.Ф. 200 стартов в три дня /Ю.Ф. Цуранов // Разноцветные мишени. Альманах. – М.:ФКиС. – 1977.
8.  Юрьев, А.А. Пулевая спортивная стрельба / А.А. Юрьев. – М., 1973.
 

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz