ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Николаев Е.А., Романов Р.А.

 

 Домашняя
Вверх

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ-БОБСЛЕИСТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А. Николаев, Р.А. Романов

Сибирский федеральный университет, Красноярск

nikolashka1205@mail.ru

 

С ростом спортивного мастерства все большее значение начинает приобретать психолого-педагогическая подготовка спортсменов. Она включает в себя большой и сложный комплекс взаимосвязанных методов воздействия на спортсмена, реализовать который одному тренеру оказывается не под силу. Ему на помощь приходит практический психолог, хорошо знающий специфику спортивной деятельности вообще и, бобслея, в частности, а, главное, владеющий методами воздействия и воспитания.

Совершенствование регулирующей функции сознания является основной задачей этого тренировочного процесса. Однако неосознаваемые регуляторы человеческого поведения и переживания могут существенно влиять на достижение запланированных сознанием целей спортивной деятельности. Общий принцип методики психолого-педагогической подготовки – это воздействие, как на сознание, так и на подсознание спортсмена с применением возможно большего количества приемов смешанного влияния на промежуточные компоненты управления его действиями и переживаниями [2].

Логика построенного педагогического процесса требует перехода от средств образования и просвещения спортсменов в той или иной области спортивной тренировки или соревнования (т. е. как можно более глубокого осознания получаемых сведений) к последовательному снижению степени участия сознания в восприятии информации, а затем, вновь к активизации сознания на уровне самосознания. Именно это обстоятельство помогает сознанию в последующем, в его своеобразной борьбе с подсознанием. Ведь такие негативные явления, как страх (перед нагрузкой, болезнью или травмой), тревога, напряженность перед стартом, неуверенность, невозможность сосредоточиться и максимально мобилизоваться перед исполнением спортивного упражнения, снижение энергии и активности в конце соревновательной борьбы, отсутствие максимальной отдачи сил для достижения соревновательной цели и многое другое, в значительной мере есть отражение неблагоприятных сочетаний осознаваемых и неосознаваемых уровней управления с преимущественным проявлением подсознания [4].

Убеждение и внушение: несомненно, главным методом психолого-педагогического воздействия на спортсмена-бобслеиста является убеждение, дополненное в необходимые моменты и в нужной форме внушением (равно как центральное в саморегуляции – это самовнушение – самоубеждение).

Внушение и убеждение тесно взаимосвязаны между собой. Итогом убеждения может явиться внушающее воздействие, которое и приведет к требуемому действию или характеру поведения. Внушение может побудить к размышлениям, итогом которых будет формирование необходимого отношения. При одном и том же содержании убеждение и внушение существенно различаются по продолжительности, но главное – по активности сознания и степени участия мышления в процессе получения информации [1].

Основой убеждения являются логика, разъяснение, доказательство, система рассуждений, аргументов, фактов. Все это требует времени и для изложения, и для осмысливания.

Убеждения формируют будущие программы действий и модели поведения, внушения предлагают их в готовом виде. В зависимости от индивидуальных особенностей и психического состояния для одних спортсменов более действенно убеждение, для других – внушение, но в любом случае они должны выступать вместе, речь идет о преимуществе одного или другого. И только в этом случае можно говорить о большей или меньшей внушаемости спортсмена.

Лекции и беседы: лекции как форма воспитательного процесса в спорте направлены главным образом на повышение идейно-политического и культурного уровня спортсменов-бобслеистов. Для решения задач психологической подготовки формальная лекция даже не академической, а популярной направленности используется редко. Главное требование к лекции – она должна быть интересной для спортсменов. Если ее содержание базируется на насущных потребностях спортсменов и их переживаниях, форма изложения доступна и понятна, а примеры напоминают спортсменам об их состояниях и поведении в недалеком прошлом, она вызовет интерес и действенный отклик в будущем. Продолжительность лекции не должна превышать 35–40 минут.

Беседы по сравнению с лекциями занимают неизмеримо большее место в системе психологической подготовки и тренировки. Они могут естественно и просто вплетаться в привычное общение со спортсменом, а могут быть и специально организованными, систематическими, занимая свое постоянное место в режиме дня спортсменов. Беседы чаще всего кратковременны – примерно от 5 до 15 минут.

Косвенное внушение: случайно услышанное мнение о себе, затрагивающее глубинные пласты самоутверждения; разговоры окружающих, не имеющие отношения к спортсмену; скрытая обида, досада, стыд или зависть, вызванные вроде бы незаметным фактом; намеки, случайные жизненные ситуации, внешне значительные, но затрагивающие затаенные мотивы, установки, цели, и т.д. могут существенно повлиять на систему побуждений и действенную сторону отношений.

Так, косвенное внушение реализуется чаще всего в беседах не с самим спортсменом, но в его присутствии. Информация может касаться лично спортсмена либо какой-то стороны его спортивной жизни.

Гетеротренинг и релаксация: давно доказанным фактом является то, что внушения лучше воспринимаются и реализуются с большим эффектом в последующем, если они предлагаются человеку в то время, когда он находится в полудреме, в состоянии покоя и расслабления, когда кора головного мозга несколько заторможена. Приведение спортсмена-бобслеиста в это состояние, исходный момент для реализации многих методов психорегуляции.

Большой дефицит времени и особенности тренировочного процесса и всей жизни спортсмена не позволяют в массовом масштабе проводить систематическое обучение, на которое требуются ежедневно 1–2 занятия по 20 и более минут каждое. Реальность подсказывает, что лучше обучение релаксации проводить перед сном. Каждый сеанс длится 5–7 минут. Занятия проводятся либо через день, либо два дня подряд с перерывом на третий. Для усвоения основ релаксации требуется 5–6 сеансов с примерно таким же количеством самостоятельного (аутогенного) психотренинга [3].

Внушенный отдых: суть этого мероприятия заключена в самом названии. Его конечная цель – приведение спортсмена в дремотное состояние вплоть до засыпания. Сеанс внушенного отдыха почти всегда коллективный. Степень погружения определяется индивидуальными особенностями, например внушаемостью спортсмена, отношением к сеансу, физическим и психическим состоянием и пр. В отличие от гетеротренинга паузы в сеансах внушенного отдыха между фразами незначительны, повторений не требуется, а сеанс проводится от второго лица в спокойно-императивной форме.

Внушенный отдых чаще всего проводится в середине дня между тренировками, заменяя дневной сон спортсменов. Продолжительность его колеблется в пределах от 30 мин. до 1,5 часов, что определяется пожеланиями спортсменов и требованиями распорядка дня.

Гипноз: гипноз в спорте – это средство воздействия, когда информация адресована подсознанию. Традиционно принято считать гипноз методом психотерапии, потому что именно там он получил свое научно-практическое применение. Но его можно использовать не только для воздействия на больную психику, но и шире – как способ коррекции отношений здоровой психики. Тогда гипноз естественно рассматривать как часть процесса психорегуляции. И таким образом он является одним из методов воспитания и тренировки спортивного характера. Существует много различных вариантов погружения в гипнотическое состояние. Необходимо в любом сеансе наряду с задачей тренировки решать и насущные задачи восстановления [1].

Аутогенная тренировка: гетеротренинг есть сеанс обучения аутогенной тренировке.

Обучение элементам аутогенной тренировки проводится:

1) Как продолжение обучения системе релаксации в сеансах гетеротренинга перед сном (продолжительностью 5–7, максимум 10 минут);

2) Как первая часть сеансов психорегуляции по обучению необходимым самовнушениям.

Таким образом, излагаемая здесь система средств воздействия на спортсменов-бобслеистов, имеет своей главной целью помочь им полнее раскрыть свои возможности в спорте, поднять уровень спортивных результатов за счет совершенства механизмов психической регуляции и саморегуляции. Чтобы реализация этой системы привела к устойчивым результатам, а эффект тренировки от регуляции состояний был поднят до высоты стабилизации необходимых свойств личности, спортсмен должен продумать, осмыслить, понять суть этой системы и ее содержание.

Литература

1.  Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 208 с.

2.  Попов, А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов / А.Л. Попов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 152с.

3.  Родионов, А.В. Психофизическая тренировка / А.В.Родионов. – М.: ДАР, 1995.

4.  Родионов, А.В. Психология психического воспитания и спорта: Учебник для вузов / А.В.Родионов. – М.:Академический проект: Фонд Мир, 2004. – 576с.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz