ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Мухаев С.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

МНОГОЛЕТНЯЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК

В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ

С.В. Мухаев

Баскетбольный клуб УГМК, г. Верхняя Пышма

Mukhaeva@list.ru

 

Роль физической подготовленности в баскетболе в последнее время значительно возросла и зачастую является решающим фактором дальнейшего прогресса при переходе спортсмена или спортсменки во взрослый баскетбол. Дело в том, что современные правила допускают контакт защитника с нападающим в большом количестве моментов. Игроки вынуждены совершать технико-тактические действия, преодолевая значительное физическое сопротивление. Всё это требует высокого уровня развития силовых, скоростно-силовых качеств, а также специальной выносливости.

Кроме того, высокий уровень развития быстроты, силы ловкости, выносливости становится главным условием овладения техникой и тактикой баскетбола. В то же время, реализация задач физической подготовки способствует формированию важных психических и морально-волевых качеств. В этом единстве находит своё подтверждение присущая игровой деятельности баскетболистов целостность всех двигательных проявлений, обеспечивающих рациональный выбор решений и их осуществление в условиях спортивного единоборства.

В баскетбольных секциях общеобразовательных школ из-за малого количества тренировочных часов, основное внимание уделяется технико-тактической подготовке, в ущерб развитию физических качеств. В результате – слабый уровень подготовленности баскетболисток школьных сций и, как правило, уход из баскетбола.

С целью повышения физической подготовленности юных баскетболисток школьной сции, была разработана экспериментальная методика многолетней физической подготовки.

Особенности методики следующие.

1. Применение специально-подготовительных и специально-развивающих упражнений на основе принципа сопряжённости тренировочных воздействий.

2. Систематическое  применение средств силовой подготовки с учётом особенностей возрастных изменений мышечной силы девочек.

3. Использование определённых соотношений компонентов атлетической подготовки, в зависимости от возрастных особенностей развития организма (табл. 1).

4. Преемственность в применении тренировочных средств, методов, компонентов тренировочной нагрузки в процессе многолетней подготовки.

5. Применение в тренировочных комплексах упражнений по предотвращению травм и восстановлению после тренировочных нагрузок.

6. Учёт взаимосвязи между отдельными тренировочными занятиями, их частями и упражнениями.

7. Периодизация тренировки с учётом особенностей режима работы общеобразовательной школы (деление учебного года по четвертям, каникулы).

8. Соотношение физическая/технико-тактическая подготовка – 2/3.

 

Таблица 1.

 Соотношение компонентов атлетической подготовки.

Компоненты

7–8 лет

9–12лет

12–14 лет

14–16 лет

17–19 лет

Быстрота

20

10

5

5

5

Скор-сил.

15

25

35

30

30

Баланс

10

10

10

5

5

Гибкость

10

10

10

5

5

Ловкость

20

20

10

5

5

Сила

5

10

15

25

25

Выносл(общ)

20

15

15

10

5

Выносл.спец*

 

 

 

15

20

* Специальная выносливость в возрасте 12–14 лет в небольших объёмах развивалась средствами технико-тактической подготовки.

Апробация экспериментальной методики проводилась на базе общеобразовательной школы №6 г. Качканара, Свердловской области, проведением сравнительного эксперимента в течение семи лет.

Контрольная группа из 12 спортсменок тренировалась по методическим рекомендациям программы физического воспитания учащихся 1–11 классов, основанной на одном из видов спорта (баскетбол). Соотношение средств ОФП и СФП, контроль подготовки, были взяты из программы по баскетболу для детско-юношеских спортивных школ.

Экспериментальная группа также состояла из 12 баскетболисток.

Контроль подготовленности проводился при помощи тестов: 1.Прыжок в высоту: с места, с доставанием наивысшей точки одной рукой. 2. Прыжок в длину с места. 3. Рывок 20 м. 4. Скоростно-силовая выносливость: прыжки ч\з скамейку за 20 с. 5. Скоростная выносливость: бег 10 площадок х 22 метра (в школьном зале). 6. Жим штанги лёжа. 7. Жим ногами в станке. 8. Подтягивание на перекладине в висе.

Итоговые результаты сравнительного эксперимента в 11 классе следующие. Баскетболистки из экспериментальной группы превзошли баскетболисток из контрольной группы в тестах: «Прыжок в высоту» (p<0,001), «Прыжок в длину» (p<0,001), «Бег 20 м» (p<0,001), «Скоростно-силовая выносливость» (p<0,05), «Скоростная выносливость» (p<0,05), «Жим штанги лёжа» (p<0,001), «Жим ногами» (p<0,001), «Подтягивание на перекладине в висе» (p<0,001).

На основании полученных результатов проведённых нами исследований можно сделать следующие выводы:

1. Применение специально-подготовительных и специально-развивающих скоростных и скоростно-силовых упражнений на основе принципа сопряжённости тренировочных воздействий, позволяет добиваться высокого уровня развития физических качеств, при этом значительно уменьшая количество работы на их дополнительное акцентированное развитие. Что сокращает временные и энергетические затраты в подготовке юных баскетболисток в условиях ограниченного количества тренировочных часов школьной сции.

2. Применение средств сопряжённой подготовки повышает «кондиционность» технических навыков благодаря учёту кинематической структуры баскетбольных движений, что положительно сказывается на всех компонентах игровой деятельности.

3. Систематическое применение средств силовой подготовки с учётом возрастных особенностей юных баскетболисток положительно влияет на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств и служит профилактикой травматизма мышц и связок.

4. Использование определённых соотношений компонентов атлетической подготовки, позволяет добиться необходимой пропорциональности в развитии различных двигательных качеств баскетболисток, что создаёт общее поле двигательных возможностей баскетболисток.

5. Преемственность в применении тренировочных средств, методов, компонентов тренировочной нагрузки в процессе многолетней подготовки, позволяет добиваться стабильного прогресса в физической подготовке.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz