ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Мухаев С.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА БАСКЕТБОЛИСТОК В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ

С.В. Мухаев

Баскетбольный клуб УГМК, г. В-Пышма

Mukhaeva@list.ru

 

В нашей стране во многих общеобразовательных школах работают баскетбольные сции, в которых занимается огромное количество учащихся. Но эффективность работы этих сций крайне мала. Лишь единицы воспитанников школьных сций пополняют команды ДЮСШ или студенческие команды. Притом, что в США, именно школьные сции питают студенческие команды, а те в свою очередь, команды Национальной Баскетбольной Ассоциации (НБА).

Одной из причин низкой эффективности работы российских школьных баскетбольных сций, на наш взгляд, является изначально не верный методический подход, заключающийся в попытке переноса традиционной методики технической подготовки ДЮСШ в условия работы школы.

При использовании традиционной методики формирования спортивно-технического мастерства возникает проблема, заключающаяся в необходимости постоянного переучивания новой ритмо-скоростной структуре уже сформированных навыков. Дело в том, что критерием правильной последовательности и систематичности обучения – служат уровни освоенности двигательных умений. Акцент на «правильность» приводит к тому, что движения формируются и совершенствуются в режимах далёких от предъявляемых реальной игрой в баскетбол. Кроме того, по мере роста детей и повышения их тренированности, приходится изменять ритмо-скоростную компоненту двигательных навыков, которая сформировалась и начала стабилизироваться в условиях предыдущего низшего уровня функциональных возможностей. В результате, для освоения всего объёма навыков баскетболиста, необходимо огромное количество тренировочных часов и труда. Что невозможно в условиях школьной сции.

С целью совершенствования методики многолетней подготовки баскетболисток в условиях общеобразовательной школы, были определены следующие задачи исследования:

– разработать методику многолетней технической  подготовки баскетболисток в сции общеобразовательной школы, позволяющую преодолеть проблему переучивания новой ритмо-скоростной структуре движений по мере повышения функциональных возможностей юных баскетболисток;

– экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Главный акцент в экспериментальной методике сделан на совершенствование ритмо-скоростной структуры в осваеваемых движениях.Основу экспериментальной методики составили:

– развитие и совершенствование ритмо-скоростной структуры навыков;

– использование расчленённого, целостного и смешанного методов технической подготовки;

– использование в технической подготовке всех зон интенсивности, начиная со стадии обучения;

– учёт механизма взаимодействия между отдельными занятиями, их частями и упражнениями, результатом которого должен быть направленный перенос тренированности при построении тренировочных занятий;

 стандартизация тренировочных комплексов и соотношения применяемых зон интенсивности;

– учёт возрастных особенностей восприимчивости школьниц к обучающим и тренирующим воздействиям;

– периодизация тренировки с учётом особенностей режима работы общеобразовательной школы (деление учебного года по четвертям, каникулы).

В сравнительном эксперименте, проводившемся в условиях общеобразовательной школы № 6 г. Качканара Свердловской области, в течение семи лет, были получены следующие результаты. Девушки из экспериментальной группы превзошли девушек из контрольной группы в тестах: «Скоростная техника» (p<0,001); «Перемещения в защитной стойке» ( p<0,001); «% средних бросков» (p<0,05). В тестах: «% штрафных бросков» ( p>0,05) и «% дальних бросков» (p>0,05) различия оказались статистически недостоверны, хотя в последнем тесте баскетболистки экспериментальной группы выполняли большее количество бросков (быстрее скорость перемещений и выше «скорострельность». Однако, данные качества в официальных играх позволяли баскетболисткам экспериментальной группы забивать с более высоким процентом за счёт создания более выгодных ситуаций для броска.

На основании результатов проведённых нами исследований можно сделать следующие выводы:

1. Разработанная методика многолетней технической подготовки баскетболисток в сции общеобразовательной школы, основанная  на акцентированном развитии скоростной компоненты ритма движений от их разучивания до совершенствования, позволяет сократить временные и энергетические затраты в технической подготовке из-за отсутствия необходимости переучивания на каждом новом уровне функциональных возможностей.

2. Акцентированное развитие скоростной компоненты ритма движений в наиболее чувствительные периоды в развитии организма девочек к данного вида стимуляциям позволяет существенно улучшить ритмо-скоростную структуру технических элементов.

3. Применение метода стандартизации тренировочных комплексов и соотношения применяемых зон интенсивности позволяет стабилизировать ритмо-скоростную структуру навыков баскетболисток по режимам, предъявляемым соревновательной обстановкой.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz