ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Московченко О.Н., Проходовский Р.Я.

 

 Домашняя
Вверх

 

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК СТУДЕНТОВ

О.Н. Московченко, Р.Я. Проходовский

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск

valeo_kgtu@mail.ru

 

Оптимизацию физических нагрузок в системе высшего образования следует понимать как индивидуальность нагрузки в соответствии с особенностями адаптивного состояния и способностями индивида, ориентированными на самоактуализацию. Исходя из данного постулата, следует, что стратегией выбора должно быть такое физическое воздействие, которое будет носить не только оздоровительный характер, но и обеспечит наилучший эффект, позволяя личности сделать собственный выбор, сформировать свой стиль индивидуальной потребности в выборе двигательной деятельности.

Под физической нагрузкой мы понимаем специально организованную двигательную деятельность человека, направленную на решение задач физического воспитания, с целью укрепления здоровья, гармоничного развития мышечной системы, повышения адаптивных возможностей организма. Одним из средств физической нагрузки являются физические упражнения, позволяющие овладеть человеку основами движений и необходимыми прикладными навыками. Следовательно, не всякая двигательная деятельность является физическим упражнением, а только такая, которая специально направлена на решение оздоровительных и образовательных задач физического воспитания. Эти физические упражнения принципиально отличаются от трудовой, бытовой и других видов деятельности.

Оздоровительное значение физических упражнений заключается в их адекватности к морфофункциональному и психофизиологическому статусу личности, функциональным возможностям основных систем организма. Основным фактором, обуславливающим возможность управлять физическим развитием с помощью физических упражнений, является их главное свойство, именуемое нагрузкой.

Оптимизация физической нагрузки рассматривается нами в рамках понятия процесса оптимизации, с точки зрения функционирования управляемого объекта системы (БСЭ, Т. 18. С. 448).

Под системой управления понимается классическая теория управления (Control theory), которая представляет собой совокупность подсистем (цель, объект управления, состояние объекта, критерии управления, управляющие воздействия, обратная связь, эффективность управления) отражающих отдельные стороны управления. Все они закономерно связаны между собой и образуют устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями развития.

Одной из центральных идей оптимизации физических нагрузок применительно к конкретным условиям субъектов образовательного процесса стала идея организации модели оздоровительной инфраструктуры, которая включает четыре основных модуля: организационно-правовой, образовательный, диагностический и корригирующий.

Модуль I – «Организационно-правовая основа». Любая образовательная и оздоровительная деятельность в учебном заведении, прежде всего, опирается на правовую основу. Создание оздоровительной инфраструктуры регламентируется законом «О физической культуре и спорта в Российской федерации» от 29.04.1999 г., № 80. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662–р. Приказами Министерства образования РФ № 1418 от 15.05.2000, № 176/2017 от 31.05.2002, № 114.от 21.03.2003. «О мерах по улучшению здоровья обучающихся в Российской федерации», обусловленной модернизацией образования.

В соответствии с вышеуказанными постановлениями в учебных заведениях занятия по физической культуре проводятся в соответствии с базисными программами развития, в которых учитывается инновационный потенциал образовательной системы, что, позволяет осуществить организационно–методическое обеспечение учебного процесса. Цель, которого внедрение базисных программ развития, которые выступают в роли системообразующего элемента непрерывного физического образования (детсад-школа-вуз) на основе индивидуально-личностного подхода.

Модуль II – «Образовательная деятельность». Основной задачей образовательной деятельности является формирование здоровьесберегающего пространства и внедрение педагогических технологий оздоровительной направленности, которые представляют собой совокупность средств и методов, интегрирующих педагогические, психофизиологические и медико-биологические подходы к совершенствованию двигательных умений и навыков с целью повышения адаптивных возможностей индивида.

Здоровьесберегающие принципы обучения и воспитания рассматриваются нами как одна из форм, обеспечивающая эффективность образовательного процесса. Оптимизация физических нагрузок происходит не только за счёт подбора средств и методов обучения, но и за счёт внедрения здоровьесберегающего образования и научно-поисковой деятельности.

В рамках данного модуля предлагается интегративный подход к образовательной деятельности (рис. 1). Сформулированная цель определяет базис культуры здоровья, культуры физического совершенствования личности как многопланового понятия целостной системы, компонентами которой являются не только физическое, духовное, нравственное здоровье, но и её качественные характеристики: самосохранение, самоорганизация, самосовершенствование, что обеспечивает устойчивость и надёжность системы как социально-значимого качества личности.

 

Рис. 1. Интегративный подход к образовательной деятельности

 

Здоровьесберегающие принципы образовательного процесса реализуются через теоретико-познавательный компонент, цель которого сформировать систему знаний об основных закономерностях диалектического мировоззрения, лежащего в основе жизнедеятельности организма человека, овладеть системой знаний нетрадиционных средств оздоровления.

При освоении новых технологий в образовательной среде упор делается на интеграцию теории развивающего и личностно-ориентированного обучения не только с целью повышения адаптивных возможностей организма, но и двигательных качеств, ориентированных на самостоятельный выбор спортивной специализации.

Научно-поисковая деятельность заключается в разработке, создании и внедрении инновационных технологий, предназначенных для оценки, контроля, прогноза и оптимизации двигательных режимов в соответствии с функциональными возможностями организма.

Научно-методическая работа осуществляется через разработку дидактического материала, создание демонстрационно-обучающих и презентационных программ, кейса для дистанционного образования.

Межвузовская корпоративная сеть представляет мобилизующее-функциональный компонент, позволяющий сотрудничать в рамках коллективного пользования, обмен авторскими образовательными программами специалистов разных вузов в смежных областях знаний, что существенно расширяет диапазон теоретических знаний и способствует более быстрому внедрению новых оздоровительных технологий в образовательный процесс.

Таким образом, интегративный подход к образовательной деятельности позволяет повысить интерес студентов к предмету и развить потребность в самообразовании. Обмен авторскими образовательными программами специалистов разных вузов способствует более быстрому внедрению новых образовательных технологий, направленных на эффективность учебного процесса при решении задач теоретического и практического характера.

Модуль III – «Диагностический». Качество образовательной деятельности по оптимизации физической нагрузки обеспечивается не только теоретическими результатами, практической деятельностью личностного развития субъектов образовательного процесса, но диагностикой функционального состояния организма и уровнем физической подготовленности. Одним из эффективных средств диагностики является автоматизированный мониторинг, который позволяет определить базисные параметры оценки различных состояний человека, группы риска, получить комплексную количественную оценку об адаптивных возможностях организма и уровне физической подготовленности. Педагогическое тестирование уровня физической подготовленности на основе оценки функционального состояния организма способствует переходу от обязательных форм, предусмотренных учебной программой к индивидуальной активности и самосовершенствованию физических возможностей.

Существующая система физического воспитания в образовательных учреждениях с чёткими нормативными критериями не приносит ощутимых результатов в мотивации к занятиям физической культурой и улучшения физической подготовленности. Отсюда следует, что если педагогическое тестирование над уровнем физической подготовленности будет аргументировано в соответствии с функциональными возможностями организма, то это позволит субъекту образовательного процесса осуществлять физкультурно–спортивную деятельность целенаправленно, с мотивацией на повышение физического потенциала.

Модуль IV – «Корригирующие программы». Своевременная информация и динамические наблюдения за происходящими изменениями функциональных возможностей различных систем организма, позволяют оперативно внедрять коррекционные программы с целью повышения адаптивных возможностей организма и психофизиологического статуса личности. Корригирующие программы физического развития и двигательных качеств рассматриваются нами как фактор сохранения здоровья, повышения уровня физического развития и двигательных способностей индивида.

Таким образом, предложенная оздоровительная инфраструктура позволяет не только эффективно внедрять здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс, но создать парадигму личностно ориентированного обучения, которая на один уровень ставит просвещение, формирование культуры здоровья, физической культуры личности, образа жизни, духовного, нравственного, физического и интеллектуального потенциала субъектов образовательного учреждения и решать ряд прикладных задач.

По нашему мнению именно такой инновационный подход к оптимизации физической нагрузки характеризует показатель опережающего обучения  в системе физического воспитания образовательного учреждения.

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz