ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Михальцова Л.Ф.

 

 Домашняя
Вверх

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Л.Ф. Михальцова

Кузбасская государственная педагогическая академия, г. Новокузнецк

mihal_lf@ mail.ru

 

Актуальность проблемы физической культуры и спорта в процессе физического воспитания будущих учителей обусловлена необходимостью формирования ценностных ориентаций обучающихся на здоровый образ жизни в сложных и неоднозначных условиях социума. Исследования проблемы физической культуры и спорта отражены в трудах философов и психологов (Н.А.Бердяев, Л.С. Выготский, Д. Локк, А. Смит и др.), педагогов (Р.И. Айзман, В.К. Зайцев, Н.Э. Касаткина, С.И. Петухов и др.), валеологов (О.В. Барбашов, Э.М. Казин, Л.Г. Качан, Н.В. Коваленко и др.). В Кузбассе также имеется опыт успешного формирования физической культуры и развития личности обучающихся (Э.М. Казин, Л.Г. Качан и др.) [3]. В работах В.К. Бальсевича, С.П. Евсеева, С.П. Киршева, Л.И. Лубышева, С.Д. Неверковича и др. отражены педагогические подходы реализации психолого–педагогических теорий развивающего и личностно ориентированного обучения в системе физического воспитания, осуществлены попытки их реализации на практике [1].

Сохранение и улучшение здоровья обучающихся является одной из основных задач модернизации российского образования [2]. Э.М. Казин выявил, что в настоящее время на фоне неблагоприятной демографической и экологической ситуации, растет число обучающихся, страдающих заболеваниями нервной системы, органов чувств, опорно–двигательного аппарата, желудочно–кишечного тракта, простудными инфекциями и др. По его мнению, здоровье детей не может рассматриваться без учета адаптации организма к окружающей среде. Экономические трудности в обществе и связанная с этим недостаточная оснащенность школьных спортивных сооружений, отсутствие финансов для проведения спортивных мероприятий являются следствием неудовлетворительности состоянием физической культуры и спорта в учреждениях. Все это ведет к потере интереса у школьников к предмету «Физическая культура», а позднее и нежеланию заниматься физическим воспитанием в условиях других образовательных учреждений [7].

Физическое воспитание молодежи на современном этапе развития общества – это целенаправленный, многогранный и целостный процесс перехода обучающихся от преимущественно физической подготовки к реализации индивидуальных здоровьесберегающих программ, к физическому самосовершенствованию личности, к изменению уровня развития психофизических качеств и свойств [4,6].

Формирование мотивационного отношения у будущих учителей к занятиям физической культурой в педагогической академии направлено на приобретение студентами здоровья как ценностной ориентации. Вместе с тем, реализуемые сегодня в практике высшей школы формы, методы и средства обучения не позволяют в полной мере обеспечить реализацию личностно ориентированного подхода к формированию здорового образа жизни студентов и не отвечают требованиям подготовки современного специалиста. Наше включенное и невключенное наблюдение позволило определить, что причиной такого положения является, с одной стороны, недостаточная пропаганда здорового образа жизни в студенческой среде Кузбасской государственной педагогической академии среди студентов 1–5 курсов факультетов: физико-математического, технолого-экономического, педагогики и психологии. С другой стороны, низкая организация и нежелание обучающихся названных факультетов самостоятельно вести здоровый образ жизни.

Анализ результатов тестирования показал, что первокурсники приходят на факультеты, чаще всего, слабо и односторонне физически подготовленными, уровень их физического развития более чем у половины оценивается ниже среднего. Наши исследования позволили выявить, что создавшаяся ситуация с низкими показателями физической подготовленности абитуриентов является закономерным следствием недостаточной работы на уровне общеобразовательных школ [5].

Диагностику ценностных качеств студентов в процессе физического воспитания мы осуществляли с помощью методик: адаптированная анкета для обучающихся «Интересные для Вас виды спортивной деятельности», анкета «Больше всего я люблю…» (В.И. Петрушин), «Что такое хорошо и что такое плохо?», методика «Гуманность» (Л.М. Фридман), мини–анкета «Общение в лицах», модифицированный опросник личностных характеристик Р. Кеттела (Г.М. Александрова), анкета «Необитаемый остров», анкета «Если бы я был чемпионом» (Г.А. Урунтаева), «Качества личности» (А.Т. Джерсайлд), опросник «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова), опросник аффилиации (потребность в установлении добрых отношений), опросник «Оценка потребности достижения успехов в спорте» (Р.С. Немов) и др. [7].

За время эксперимента возросла положительная мотивация студентов к физической культуре и спорту – 81%, увеличилось количество обучающихся, которые стали заниматься утренней гимнастикой – 64%, активно стали посещать уроки физической культуры в академии – 94% и в секциях спортивно–оздоровительных учреждений – 38%, проявили желание служить в армии – 86% респондентов. Диагностика ценностных ориентаций студентов, их отношение к физической культуре и спорту, к здоровому образу жизни, желание участвовать в разных видах деятельности, занятия утренней зарядкой в домашних условиях, разработка комплекса физических упражнений совместно с педагогом физической культуры, все это способствовало укреплению общего физического и эмоционального состояния студентов, активной их включенности в оздоровительно–спортивную деятельность, формированию правильной осанки, «здоровому времяпровождению»
(Э.М. Казин) и, конечно, формированию ценностных и психолого-типологических качеств личности: толерантности, активности, доброты, самостоятельности, ответственности, выносливости, воли, сдержанности и уважительности. Изучение здорового образа жизни студентов педагогического вуза в процессе физического воспитания заканчивалось рефлексией обучающихся, стремящихся к здоровому образу жизни, саморазвитию, саморегуляции, желающих знать, «Какой я?» и «Как стать таким сильным и здоровым, каким я хочу быть?».

Наши исследования позволили выявить необходимость подбора содержания форм и методов физического воспитания студентов как аксиологического средства формирования здорового образа жизни. Мир молодежи сложен и противоречив, им нужна непосредственная помощь, доброта, любовь, нежность, внимание, забота взрослых, милосердие и благодеяние. Все это в процессе физического воспитания препятствует зарождению озлобленности, зависти, тревожности, безразличию, беспомощности и способствует созданию комфортных условий для будущего нравственного становления и самореализации.

Физическое воспитание студентов в педагогической академии осуществляется в процессе учебной и внеучебной физкультурно-оздоровительной деятельности, научно-исследовательской работы по изучению необходимости ведения здорового образа жизни и значимости здоровьесберегающих технологий в развитии личности. Тематика творческих проектов обучающихся разнообразна и включает следующие вопросы: «Развитие аксиосферы будущего учителя физического воспитания», «Спорт и физкультура в лицах», «Формирование здорового образа жизни студентов», «Влияние вредных привычек на здоровье человека» и другие.

Физическое воспитание студентов создает условия для самоутверждения в сознании молодых учителей-выпускников ценностей, созвучных времени и позволяющих изменить не только общефизическое развитие, но и эстетическое воображение, культуру общения и поведения молодежи. Поэтому формирование здорового образа жизни студентов педагогического вуза в процессе физического воспитания, по-прежнему, остается приоритетным направлением деятельности педагогов вуза в области физической культуры и спорта.

Литература

1. Евсеев, С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в физической культуре / С.П. Евсеев. – Москва: Советский спорт, 2007.– 165 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1756–р от 29.12.2001 // Вопросы образования. – 2004. – №2. – С.46–68.

3. Казин, Э.М. Методологические и организационные основы создания системы формирования здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях // Э.М. Казин, Т.С. Панина, Н.А. Литвинова. Актуальные проблемы управления развивающейся школы: Материалы Всерос. науч.–практ. конф. – Кемерово: ОблИУУ, 1996. – С. 191–195.

4. Михальцова, Л.Ф. Ценностные ориентации как основа успешной социализации личности / Л.Ф. Михальцова //Научное творчество молодежи: Материалы VIII всероссийской научно–практической конференции. – Новосибирск: Изд–во Педуниверситет, 2004.– С. 104–106.

5. Михальцова, Л.Ф. Развитие аксиосферы будущего учителя в контексте системного подхода / Л.Ф. Михальцова //Наука и образование: проблемы и перспективы: Материалы IХ всероссийской научно–практической конференции.– Бийск: Изд–во НИЦ  БПГУ, 2004.– С. 264–266.

6. Михальцова, Л.Ф. Проблемы в образовании и выбор пути развития / Л.Ф. Михальцова // Проблемы модернизации образования в условиях вхождения России в Болонский процесс: Материалы международной научно-методической конференции.– Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005.– С. 229–234.

7. Михальцова, Л.Ф. Формирование здорового образа жизни студентов педагогического вуза в процессе физического воспитания / Л.Ф. Михальцова // Проблемы общего профессионального образования в свете его модернизации: сборник научных трудов. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2008. – С. 112–115.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz