ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Миргородская Е.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Е.В. Миргородская

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

katnemna@mail.ru

 

Современная социально-экономическая ситуация ставит перед отечественными учеными и обществом в целом ряд сложных проблем. Среди них – динамически ухудшающееся состояние здоровья детей и школьников, что подтверждают медицинские, психолого-педагогические и социологические исследования, и этот факт становится предметом острой общественной тревоги. На образование, как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения психического, физического и нравственного здоровья детей и молодежи.

Мероприятия, направленные на защиту здоровья детей призваны реализовать основные положения таких значимых документов ООН, как «Конвенция о правах ребенка», «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей». Требования нормативных отраслевых документов, публикации в педагогической прессе, особенно за последние 2–3 года, ориентируют образовательные учреждения на реализацию условий оздоровительного образовательного процесса. Однако в основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, а также в «Концепции очередного этапа реформирования системы образования» указывается, что в настоящее время имеет место ухудшение с возрастом здоровья детей и изменение генофонда. По данным медицинских прогнозов, 85% этих детей потенциально больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению жизни на 5–20 лет. Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью.

Все более тревожная информация поступает из инновационных образовательных учреждений с усложненными учебными планами и экспериментальными программами. Многие исследователи (И.Г. Абрамова, Г.А. Кураев, Л.Ю. Минеева, В.А. Пегов, Л.Н. Симаганова, Л.Ф. Спирин и др.), отмечая, что общая заболеваемость в таких учебных заведениях в 2–2,5 раза выше, чем в обычных образовательных учреждениях, высказывают обеспокоенность о вероятности отрицательных влияний инновационных педагогических воздействий на характер и здоровье детей. К сожалению, образовательные учреждения стали полигоном для испытания различных инноваций в обучении, которые внедряются без комплексного медико-психофизиологического обследования, без учета динамики состояния здоровья основной массы детей.

На сегодняшний день педагог, как главное действующее лицо любых изменений в системе образования, является единственной реальной личностью, способной в процессе обучения детей сохранить их здоровье. Следовательно, если ставится цель образования и воспитания детей без разрушения их здоровья, то педагог обязан задуматься, как организовать педагогический процесс в соответствии с заданной целью. Однако исследования ученых и анализ педагогической практики показывают, что большинство педагогов не компетентны в вопросах проектирования оздоровительного педагогического процесса, не подготовлены к оздоровительной деятельности (В. Кардашев, Л.Ю. Минеева).

В то же время, обеспеченность занятий оздоровительной направленностью является важным условием научно обоснованной модернизации российского образования и прогнозирования перспектив его развития, так как способствует повышению эффективности системы образования, его качеству, достижению конкурентоспособности российского образования, обеспечению преемственности всех его уровней, а самое главное – нацелен на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Анализ образовательной практики, тенденций ее развития, современной ситуации в системе педагогического образования позволяет говорить о растущей потребности детских образовательных учреждений (ДОУ) в педагогах по физической культуре, готовых к оздоровительной деятельности с дошкольниками.

Проблема подготовки будущего педагога широко освещена в психолого-педагогической литературе и нашла свое отражение в трудах известных отечественных ученых: О.А. Абдуллиной, С.Б. Елканова, В.И. Загвязинского, В.А. Канн-Калика, Н.В. Кузьминой, Л.Ф. Спирина, Е.Н. Шиянова и др. В области физического воспитания – Г.Д. Бабушкин, Т.В. Бондарчук, М.Я. Виленский, Л.А. Дюкина, Н.И. Зволинская и др.

Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется ряд интересных наработок, мы вынуждены констатировать, что содержательно–методический аспект формирования готовности будущего педагога по физической культуре к оздоровительной деятельности с дошкольниками остается недостаточно исследованным.

В исследованиях М.В. Антроповой, О.А. Никифоровой, Н.Н. Хасановой и др. отмечается, что многие дидактические системы, получившие в последние годы широкое распространение в образовательных учреждениях, не могут быть признаны оптимальными с оздоровительной точки зрения. На основе данных М.Н. Берулавы, В.А. Пегова и др. констатируется, что на современном этапе развивающее обучение оказывается дезадаптивным и наносящим вред здоровью детей в случае недостаточного уровня теоретико-методической подготовки педагога. Действительно, значительная часть перечисленных негативно влияющих на здоровье детей факторов связана с профессиональной деятельностью, в том числе, и педагога по физической культуре. Учитывая, что здоровье детей требует не только сбережения, но и целенаправленного развития и саморазвития, выступая в рамках гуманизации образования основной задачей ДОУ, особо актуальной становится проблема внедрения оздоровительного обучения, а педагог является профессионально-ответственной личностью за сохранение здоровья детей в процессе обучения.

Принимая во внимание специфику нашего исследования и положения, представленные в работах М.И. Дъяченко, Е.П. Ильина, Л.А. Кандыбович, Т.Е. Климовой, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Крутецкого, К.К. Платонова, Д.Н. Узнадзе, Т.А. Ратт, В.А. Ядова, Н.М. Яковлевой и др., мы рассматриваем готовность будущего педагога по физической культуре к оздоровительной деятельности с дошкольниками в ДОУ как интегративное образование личности, имеющее системную организацию, сложную, многоуровневую структуру и выступающее как целостное взаимодействие и взаимопроникновение мотивационного, когнитивного и операционно-деятельностного компонентов, степень сформированности которых определяет оздоровительный характер и логику организации и проведения педагогического эксперимента, потребность и направленность профессионально-личностного роста будущего педагога по физической культуре к оздоровительной деятельности с дошкольниками в ДОУ.

Мотивационный компонент, выполняющий стимулирующую функцию, содержит в своей структуре ценностные ориентации и мотивы оздоровительной деятельности в педагогическом эксперименте, совокупность которых отражает психологическую готовность к оздоровительной деятельности с дошкольниками в ДОУ, а также соответствующую установку.

Когнитивный компонент выполняет информационную и ориентационную функции. Данный компонент представляет собой единство психолого-педагогических и медико-гигиенических знаний, степень сформированности которых отражает теоретическую готовность будущего педагога по физической культуре к оздоровительной деятельности с дошкольниками.

Сформированные у будущего педагога по физической культуре мотивационные и когнитивные характеристики готовности образуют личностно-смысловое поле, которое проецируется на оздоровительную деятельность и реализуется в ее практическом осуществлении. Этот переход определяет операционно-деятельностный компонент, выполняющий трансляционную и регулятивную функции и отражающий практическую готовность будущего педагога по физической культуре к оздоровительной деятельности с дошкольниками в ДОУ.

В ходе исследования было установлено, что проблема формирования готовности будущего педагога по физической культуре к оздоровительной деятельности с дошкольниками является одной из актуальных в педагогической теории и практике.

Оздоровительный педагогический эксперимент рассматривается как специально-организованный и контролируемый вид педагогической деятельности, направленный на создание и апробирование таких форм, методов и средств, которые, совершенствуя процесс обучения и воспитания, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Установлено, что готовность будущего педагога к оздоровительной деятельности с дошкольниками как интегративное образование личности имеет сложную содержательную структуру, включающую мотивационный, когнитивный и операционно-деятельностный компоненты.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz