ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Мезенцева Н.В.. Санникова Н.А., Федорова В.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Н.В. Мезенцева, Н.А. Санникова, В.В. Федорова

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

premudrayavasa@mail.ru

 

За последние два десятилетия в структуре классических университетов России открыто около трех десятков факультетов физической культуры и спорта; численность студенчества, обучающегося профессиям, связанными с физкультурой и спортом, может достигать двадцати тысяч человек. Вместе с тем, в отечественной научной литературе за этот же период едва ли найдется десяток публикаций, отражающих специфику принципиально нового явления – студенчества, вовлеченного в спортивную жизнь и одновременно – обучающегося в классическом университете.

Имея целью подготовку к полноценной профессиональной жизни спортсменов в классическом университете, более десяти лет тому назад организаторы факультета физической культуры и спорта КГУ менее всего задумывались о проблемах обеспечения лучших спортсменов региона престижными дипломами классического университета. Не было и как таковой задачи ликвидировать дефицит педагогических кадров по профилю физической культуры в школах. С самого начала  предполагалось дать общекультурную подготовку спортсменам, уже имеющим высокий уровень спортивных достижений, используя для этого, мощный в регионе потенциал классического университета.

Сегодня в краевом центре имеется два высших учебных заведения по спортивному профилю. Накопленный авторитет, безусловно – высокий рейтинг и сама титульная «вывеска» классического университета обеспечивают факультету физической культуры и спорта сбор с территории края лучших спортсменов, пригодных для обучения, по самым высоким меркам государственного стандарта. Однако, уже здесь, на старте вузовской жизни возникают весьма значительные затруднения. Применительно к исследованию учебного процесса спортивного вуза (факультета), по нашему мнению, следует в первую очередь учесть;

– относительную новизну его содержания. Существовавшие ранее достаточно обособленно, спортивные вузы (факультеты) были целиком ориентированы на высокие результаты в спорте, а, в конечном счете, на педагогическую специализацию выпускника;

– учебный процесс спортивного факультета как целое, несет в себе конфликт, когда основа интеллектуального роста студента – самостоятельная работа во второй половине дня блокируется тренировками.

– отсутствие контрастного образца профессиональности в сфере физической культуры и спорта, по нашему мнению, резко форсирует доверительные отношения студента и его спортивного тренера, который «решит» все проблемы будущей сессии и всего образования.

– наконец, нам представляется правомерным отметить и некоторую незрелость нормативного представления о профессионализме специалиста по ФКиС. Современное законодательство РФ, в частности – Трудовой кодекс РФ и Закон РФ о ФКиС (ст.24) называют профессиональными спортсменами всех, кто выступает в соревнованиях на платной основе. Следовательно, конечный ориентир обучения – возможность выпускника выступать где-либо за деньги – и есть ориентир учебного процесса?

Подчеркивая, таким образом, важнейшее из современных социальных предназначений спорта, известный отечественный исследователь спорта В.К. Бальсевич, выделяет на современном уровне: физическое воспитание, спорт для всех, спорт высших достижений и профессиональный спорт. По его мнению, в каждом из названных «подразделений» спорта соревнование, и как следствие – достижение были всегда, в этом смысл спорта [3]. В самом общем виде, содержание педагогической профессии может быть представлено несколькими взаимозависимыми фрагментами:

Ø во-первых, педагогика, как профессия, это история и логика действий по освоению опыта жизни, накопления и освоения культуры,

Ø во-вторых, это многочисленные, адекватные времени, технологии действий по освоению указанного содержания,

Ø в-третьих – это техника взаимодействий людей в процессе освоения указанного содержания,

Ø в-четвертых, это способность самонаблюдений в происходящем, иначе говоря, это – профессиональная  рефлексия. (И, хотя профессиональная педагогическая рефлексия названа в перечне лишь четвертой, по нашему мнению, именно с развитием данной способности начинается «подлинная» – профессиональная педагогика,

Ø в-пятых, нельзя избавиться от предположения, что профессиональная педагогика, в том числе в спортивной жизни, – это еще и в немалой степени, актерство, способное воплотить желаемый результат в конкретном ученике,

Ø в-шестых, педагогика, а спортивная педагогика более других, – это единство интеллекта и аффекта. И если интеллект спортсмена, – по генеральной версии образовательного стандарта, формируется под воздействием учебного процесса, то значительно более таинственное, аффект, возникает.

Эти, а также некоторые другие характеристики объекта исследования, были положены авторами в основу программы НИР, реализованной на факультете физической культуры и спорта Красноярского государственного университета. Опрос на основе анкеты «Школа, спорт... и – вся моя жизнь» сопровождался некоторыми локальными исследовательскими процедурами (тесты на эмоциональную направленность, проективным сочинением «Я-профессионал в спорте», биографическим анализом успешности в обучении) был сплошным, т.е. охватил всех студентов дневного отделения [4]. В результате в течение одного учебного года получены достоверные, а по некоторым параметрам – неожиданные даже для авторов, результаты. Некоторые из них представляется актуальным представить и обсудить ниже.

Выяснилось, что студент-спортсмен в университете продолжает учиться-обучаться «по–школьному»; возникающие высокие требования к теоретическим предметам оказываются для него неожиданными. Заметим, что если для большинства профильных факультетов университета, средняя оценка школьного аттестата «4,5–5» составляет две трети (60–70%) контингента, то базовый школьный балл студентов ФФКиС на первом курсе – «4» (до 75 % контингента). Адаптивные возможности студентов ФФКиС к обучению на самом деле еще ниже, поскольку школьный балл, как известно, содержит до 25% дезинформации. Отсюда, по нашему мнению, кодекс требований студента ФКиС к преподавателю; в проведенном опросе им было, в частности, предложено, выбрать из шести типов наиболее приемлемый относительно доминирующей характеристики «Любимого» преподавателя. Максимальное предпочтение (72%) оказано варианту «лучший преподаватель – это личность, у которой можно научиться отношению к людям и к жизни». При этом преподаваемый предмет – не имел большого значения. Другие варианты преподаватель-учитель, преподаватель-взрослый человек, преподаватель-родитель, преподаватель-актер, имели в среднем в три раза меньше голосов.

Несомненный интерес, по нашему мнению, имеют представления студентов о конечном смысле учебы. Большинство студентов факультета поступили и учатся на факультете, имея целью «раскрыть свои способности» – 34%, «развивать себя как личность» – 30%, «жить и работать среди образованных людей» – 22%, «стать более полезным обществу» – 15%, в то время как традиционные для других факультетов критерии профессионализма – продолжение работы в роли преподавателя, получения чистой работы, материальная обеспеченность, глубокое изучение предметов, занятие наукой – не получили более чем 5% значимости.

Принимая во внимание приведенные и иные показатели, и, вынужденно доверяя им, предположим главное: учебный процесс для студента ФФКиС, в отличие от студентов других факультетов классического университета, имеет иную, преимущественно ценностно-нравственную, нежели интеллектуально-знаковую доминанту.

Актуальной задачей современного этапа для факультета представляется значительное повышение профессиональной компетентности выпускников в конечном счете, а повседневно – достижение более высокого общего культурного уровня студента ФФКиС, сопоставимого по всем показателям, как минимум, со студентами других факультетов университета.

Мы считаем, что выпускник ФФКиС с дипломом университета обязан профессионально владеть современными высокими технологиями развития человека. Однако государственный учебный стандарт высшего образования в реальных условиях конкретного факультета пока не учитывает фактическую, весьма вариативную, вероятность успешности обучения студентов различным предметам гуманитарного цикла. От многочисленных «изысков» спортивной техники и технологии физических нагрузок необходимо переходить к мобилизации духовно-психологического развития спортсмена, овладению культурой человечества по самым высшим ее образцам.

Литература

1.   Бальсевич, В.К. Гуманистический вектор спорта высших достижений / В.К. Бальсевич //Спорт, духовные ценности, культура. – М, 1997. – Вып. 3. –С. 287.

2.   Гендин, А.М. Формирование духовной культуры студентов педагогиче­ского вуза (социологический анализ) / А.М. Гендин. – Красноярск, 2001. – 340 с.

3.   Массар, Ж. Международное сотрудничество как возможность выхода из кризиса современного образования / Ж. Масса, М.Б. Мусохранова // Повышение качества непрерывного профессионального образования: Материалы Всероссийской НМК, Вып.2,ч.1. Под науч.ред. С.А. Подлесного, – Красноярск, ИГЩ КГТУ, 2006. – С. 261–262.

4.   Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. //Материалы 2-й Международной научно–практической конференции. – Ставрополь, 2005 – С. 28–30.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz