ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Медведев И.А.

 

 Домашняя
Вверх

 

СУЩНОСТЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В СТРУКТУРЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

И.А. Медведев

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева,

г. Красноярск

bogema74@inbox.ru

 

В реализации национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2025 года государство признает ведущую роль педагога в достижении стратегических целей образования и тесно увязывая их с проблемами развития российского общества в целом. В соответствии с Государственными образовательными стандартами, разрабатываемые учебные планы порождают в учебном процессе факультета физической культуры и спорта негативного порядка противоречия между многопредметным преподаванием и необходимостью комплексного применения знаний в сложной практической деятельности специалиста по физической культуре.

Общество нуждается в физкультурных кадрах широкого профиля, способных использовать знания из различных научных областей с учетом профессиональных ситуаций. Для ликвидации создавшегося противоречия и подготовки специалистов с творческим преобразующим типом  мышлением первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних междисциплинарных связей и отношений. Следовательно, как никогда актуальна проблема межпредметных связей в обучении, наличие которых пока с трудом прослеживается в учебном процессе факультета. В тоже время получаемые студентами знания необходимо анализировать с точки зрения их функции и целесообразности в будущей многогранной педагогической деятельности в школе (вот почему нельзя включать в учебный план предметы или курсы не профессиональной направленности). Это позволит объективизировать систему подготовки педагогических кадров высокой квалификации и приведет к повышению эффективности учебного процесса всех кафедр обеспечивающих учебный процесс на факультете.

Модель специалиста (в частности, по специальности «050720 Физическая культура» и др.) «задает» структуру и содержание подготовки педагога по физической культуре в педагогических высших учебных заведений, которая определяется соответствующим набором дисциплин учебного плана, раскрывающих сущность его многогранной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Эта модель тесно связана с моделью выпускника (IX и XI классов) и содержанием предмета образовательная область «Физическая культура» школьников как конечная цель подготовки к сфере приложения труда будущего учителя.

Одним из эффективных механизмов реализации алгоритма содержания комплекса учебных дисциплин (обозначенных гособразовательными стандартами) является установление между ними интеграционных связей трех родов: между под системами (т.е. циклами дисциплин), между элементами (дисциплинами) внутри подсистемы и между элементами системы в целом (главным образом на межпредметных связей, которые в значительной мере повышают коэффициент воздействия каждой из них в формировании специалиста).

Мы поставили задачу провести исследования имеющихся межпредметных связей в дисциплинах кафедры теоретических основ физического воспитания, а также между отдельными профилирующими предметами факультета физической культуры. Данная задача включала в себя ряд частных задач.

Во-первых, начатая работа должна была не только установить межпредметные связи, их характер, но и обосновать их научную классификацию. Межпредметные связи можно классифицировать в основном только по двум признакам: по признаку временному (одновременные, устанавливающиеся и проявляющиеся в учебном процессе по ряду дисциплин в одном месяце, семестре и т.д., предваряющие и последовательные) и по признаку оказываемого влияния одного предмета (а также главы, раздела и т.д.) на другой (прямые и обратные). как внутри цикла, так и между ними.

Проведенные исследования по влиянию межпредметных связей в теории и методике физического воспитания, истории физической культуры и спорта и других профилирующих дисциплин факультета показали существующие связи намного обширнее и разнообразнее отмеченных типов. Были установлены связи, возникающие в силу различного расположения учебного материала (концентрическое, точное повторение того же самого, особенно это встречается в спортивно–педагогических циклах дисциплин и др.). Это позволило предварительно установить межпредметные, внутрипредметные, причинно–следственные связи и др.

Во–вторых, подобные исследования позволяют в дальнейшем осуществить поиск путей реализации принципа межпредметных связей в преподавании дисциплин всего профилирующего цикла (в т.ч. и медико-биологического и, весьма важного, его интеграционной взаимосвязи с предметным блоком), начиная с наиболее элементарных (ссылки на изученное в данной или другой науке, напоминания, рекомендации по смежной теме, затем перенос раздела на самостоятельное обучение, написание реферата и т.д.), а также изучение эффективности использование межпредметных связей в преподавании, в зависимости от характера предметов, их взаимосвязи между собой, подготовленности студентов.

В третьих, устанавливая межпредметные связи, реализуя их в процессе чтения разных курсов, следует изучить и возможные отрицательные последствия объективно существующих межпредметных связей (в скрытых или не скрытых в виде чувства знакомости, ретроактивного торможения (особенно формируемого дублированием целых разделов, тем и т.д. рядом дисциплин и др.), отсутствия дифференцировок в усвоенном материале и т.д.

Начатая работа имеет теоретический характер: она позволяет разрабатывать принципы установления межпредметных связей (возможно, включая в дальнейшем психолого-педагогические и другие циклы дисциплин), их классификацию и возможные пути их реализации. При достаточно глубоком их изучении по профилирующим (и другим) циклам дисциплин представится реальная возможность учебно-методической комиссии и руководству факультета для дальнейшего совершенствования и разработки образовательных программ, учебных пособий, методических разработок, указаний и внесения обоснованных коррекций в содержание учебных планов (и разработку новых) по соответствующим специальностям, специализациям и т.д.

Данная работа может иметь и практический выход: преподаватели и студенты должны получить в свое распоряжение логически и методически обоснованный материал по смежным курсам с учетом имеющихся межпредметных связей, а также навыки установления и  использования их в преподавании и изучении предметов как профилирующего, так и других циклов (составляемых деканатом в форме графиков, междисциплинарных карт и т.д. и утверждаемых советом факультета).

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz