ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Макурин С.К.

 

 Домашняя
Вверх

 

К ПРОБЛЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВУЗОВ

С.К. Макурин

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Деятельность преподавателей вузов, в том числе преподавателей физического воспитания, в современных условиях становится все более инновационной. Это обусловлено как требованиями изменившейся экономической ситуации, так и образовательно-социального статуса студентов. Поэтому высокий профессионализм и общекультурный уровень, мобильность, творческое использование все возрастающего потока информации составляют обязательные составляющие личности педагога.

Следует отметить, что у современных студентов познавательные мотивы достаточно высоки, в том числе и в области физической культуры. Однако, как показывают результаты наших наблюдений – эти мотивы удовлетворяются недостаточно. В частных беседах со студентами прослеживается, что в области физической культуры потребности в новых знаниях действительно существуют, но не реализуются на занятиях по физическому воспитанию. В большинстве случаев такие занятия представляют собой набор различных форм и методов использования физических нагрузок, а образовательная составляющая носит случайный, эпизодический характер. Одним из объяснений такого явления может быть факт, что у большинства преподавателей образование ограничено 4-летним сроком обучения в вузе, полученным 25–35 лет назад (исключая лиц имеющих ученую степень кандидатов наук). Обязательное прохождение краткосрочных курсов-факультетов повышения квалификации носит зачастую формальный характер. Невысоким остается и общий уровень культуры личности. Известно, что у преподавателей физического воспитания чтение художественной литературы, посещение спектаклей оперного или драматического театров, концертных залов чрезвычайно редкое явление. Культурно-развлекательные мероприятия зачастую ограничиваются просмотром программ телевидения. Если учесть, что по 12 наиболее популярных каналам ежесуточно идет 80–90 сериалов и 20–30 боевиков, то становится ясно, что образовательная и познавательная ценность телевидения невелика. Таким образом, можно обозначить две взаимосвязанных проблемы.

1.    Познавательные мотивы и потребности студентов в области физической культуры весьма мало удовлетворяются.

2.    Это в значительной степени связано с невысоким профессиональным и общекультурным уровнем у большинства преподавателей физического воспитания.

В этой связи нами был проведен анализ отношения преподавателей к различным формам самообразования при помощи анкеты, включающей семь пунктов:

1. изучение методической, учебной и научной литературы;

2. обмен опытом с коллегами (беседы, открытые уроки и т.д.);

3. подготовка и издание методических указаний, учебных пособий, рефератов, наглядных пособий и т.д.

4. критический самоанализ собственной методики проведения занятий;

5. разработка (переработка) конспектов практических и теоретических уроков со студентами;

6. элементы научной работы с постановкой педагогического эксперимента с последующим анализом результатов;

7. подготовка диссертации на соискание кандидата педагогических наук.

Все опрошенные преподаватели дали положительную оценку предлагаемым формам самообразования. Вот как распределились оценки по отдельным пунктам: по 1 – 19%; 2 – 5%; 3 – 9%; 4 – 3%; 5 – 3%; 6 – 9%; 7 – 0%; по нескольким пунктам – 52%.

В то же время важно знать, как реально используются преподавателями предлагаемые нами семь форм самообразования. Оказалось, что первую форму (пункт) применяют только 4%; 2 – 2%; 3 – 9%; 4 – 0%; 5 – 0%; 6 – 1%; 7 – 0%; и не занимаются самообразованием 79%.

Таким образом, наблюдается значительный разрыв между декларируемым отношением к предложенными формами самообразования и действительным, реальным использованием этих форм. Такое положение весьма тревожно и требует принятия определенных мер. В качестве таких мер могло бы быть: 1) создание периодического, постоянно действующего научно-методического семинара для всех преподавателей, участвующих в активной форме; 2) требование обязательного обучения на краткосрочных курсах или факультете повышения квалификации в период срока избрания на соответствующую должность; 3) кураторство, когда опытный преподаватель не только оказывает помощь в работе, но и привлекает молодого коллегу к различным формам самообразования; 4) использование различных форм поощрения (и моральных и материальных) преподавателей, стремящихся повысить свой профессиональный уровень. Естественно, что этим не исчерпываются методы и средства самообразования, а поиск новых форм будет приближать и повышать профессиональный уровень преподавания такой важной дисциплины как «Физическая культура» в высшей школе.

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz