ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Литинская Е.А.

 

 Домашняя
Вверх

 

СПАРТИАНСТВО КАК ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ГУМАНИЗАЦИИ «БОЛЬШОГО СПОРТА»

Е.А. Литинская

Международный университет Природы, Общества, Человека, г.Дубна

litinskaya.alena@mail.ru

 

Одной из конфликтных проблем развития современного спорта является соотнесение целевых установок спортсменов и организаторов спорта, направленных на все более высокие результаты, с гуманизацией сферы спорта. Все более очевидно, что гуманные моральные ценности спортсмена, с одной стороны, и его стремление к сбалансированному физическому развитию перерождаются по мере приближения атлета к уровню «Большого спорта» в беспощадную эксплуатацию своего физического потенциала и в подчинение морали движению к победе любой ценой. Рыцарство, благородство, признание своего поражения – все эти черты «Большого спорта» отошли в прошлое вместе с эпохой Пьера де Кубертена.

В современном «Большом спорте» создалась двоякая ситуация: с одной стороны на многих, в том числе международных соревнованиях, спорту высших достижений была дана однозначно позитивная оценка с точки зрения гуманистических идеалов и ценностей. Однако параллельно с этими выводами широкое хождение, особенно среди интеллигенции, получает и «скептический взгляд на спорт» [1].

Исследователи все чаще указывают на то, что спорт, выходящий за рамки физической культуры, в особенности профессиональный спорт и спорт высших достижений наносят вред сотрудничеству, формируют порочное разделение людей на победителей и проигравших, приводят к развитию таких качеств личности, как эгоизм, агрессивность, зависть, порождают стремление личности победить любой ценой, в том числе и за счет здоровья, культивируют нарушения нравственных норм и т.д. [2].

Резкой критике подвергаются и Олимпийские игры как высшая форма современных спортивных соревнований, где людей охватывает, словами Эриха Фромма, «безумный национализм» [5].

Параллельно с негативными оценками спорта в целом и, и в особенности, порта высших достижений и профессионального спорта родилась и получила развитие так называемая спартианская концепция спорта, нашедшая свое отражение в спартианском движении и специфическим образом программируемых Спартианских игр.

Программа игр включает в себя комплекс состязаний и конкурсов, подобранных таким образом, чтобы на их основе можно было сравнить и оценить не только физическую подготовленность и спортивное мастерство участников, но и их интеллект, художественные и творческие способности, юмор, знания, поведение, т.е. уровень разностороннего сбалансированного развития. На Играх используется новая система определения и поощрения победителей. В ранг победителей возводятся не только те, кто добивается успеха в отдельных видах соревнованиях, включенных в программу Игр, но и те, кто демонстрирует приверженность спартианской культуре, таких ее показателей, как: красота действий и поступков, воля, мужество, знания, творчество, юмор, культура движений, физические, спортивные, интеллектуальные, художественные и другие качества и способности личности.

Наиболее высоко оценивается успешное выступление во всех состязаниях, включенных в программу Игр, демонстрация разностороннего и гармоничного развития, а также успехи в самосовершенствовании (существенное превышение собственных результатов, показываемых ранее). Спартианские игры – демократичные и гуманные соревнования. В них совместно участвуют и на равных соревнуются: дети (начиная с 6 лет) и взрослые; лица с ограниченными возможностями (инвалиды) и те, кто не имеет таких ограничений; лица разного пола; люди, увлекающиеся и активно занимающиеся разными видами творческой деятельности.

Помимо Спартианских игр спартианская технология предусматривает организацию Спартианских клубов (школ, игротек, летних и зимних игровых лагерей).

Практическое использование с 1991 г. спартианской технологии духовного и физического оздоровления в работе со школьниками, детьми старшего дошкольного возраста, студентами и с лицами, имеющими ограниченные возможности (инвалидами) показало ее высокую эффективность, социально-культурную и воспитательную значимость.

В России спартианство получило одобрение и поддержку со стороны Минобразования РФ, Госкомспорта РФ, Олимпийского комитета России, других государственных и общественных организаций, разумеется, не как замена «Большого спорта», а как физкультурно–спортивное дополнение к нему.

В этом качестве спартианское движение развивается вплоть до настоящего времени [6]. Важно указать на то, что практика «Большого спорта» дает определенные позитивные основания для развития спартианских установок как дополнительных к основным ценностям спорта высших достижений. Иными словами, элементы спартианской психологии и философии проявлялись и проявляются в «Большом спорте» по сей день. Достаточно привести в пример Алексея Немова, которому в 2005 году была вручена главная награда Fair Play – приз Пьера дэ Кубертена в номинации «За поступок». Этот трофей россиянин получил за джентльменское поведение на Олимпийских играх 2004 года, когда судьи явно занизили ему оценку в упражнении на перекладине, а гимнаст успокоил рассерженных болельщиков, создав благоприятные условия для выступлений соперников. Николай Крюков по версии МОК назван «образцом честной игры и благородства в спорте» за то, что указал судьям во время квалификационных соревнований на чемпионате Мира по спортивной гимнастике 2005 на завышенную оценку, тем самым, уступив свое место в финале немецкому спортсмену.

Из данных примеров и равным образом из наблюдения за негативными последствиями развития профессионального спорта и спорта высших достижений, сделаем следующий вывод: спартианство имеет неиспользованную потенциальную возможность заметно и весьма положительно влиять на специфику «Большого спорта».

Мы полагаем, что к критериям, по которым определяется победитель в сколь угодно престижных спортивных соревнованиях (чемпионаты стран, Европы, мира, международные турниры и Олимпийские игры), необходимо присовокупить этический показатель.

Само по себе такое предложение не столь иррационально, как может показаться на первый взгляд. Действительно, если в ряде видов спорта (гимнастика, фигурное катание и др.) можно добавлять баллы за красоту исполнения упражнений, то почему нельзя увеличивать сумму победных очков атлету за, предположим, благородство поведения по отношению к противнику? Разумеется, моральные оценки субъективны. Но ведь субъективны и эстетические оценки!

Так или иначе, развитие спартианского движения, проникновение его элементов в «Большой спорт» можно считать тем импульсом гуманизации спорта высших достижений, в котором с каждым годом это выдающееся «изобретение» человечества  нуждается все больше. Шансы синтеза спартианства и «Большого спорта» увеличиваются пропорционально нарастанию гуманистических тенденций в развитии процессов, определяющих картину динамики современного мира.

Литература

1.  Жемильски, А. Скептический взгляд на спорт / А. Жемильски // Спорт и образ жизни: Сб. статей.– М., ФКиС, 1979. – С. 101–112.

2.  Ленк, Х. Этика спорта как культура честной игры / Х. Ленк // Неприкосновенный запас. – 2004. – №3 – С. 88–94.

3.  Столяров, В.И. Спорт и современная культура методологический аспект / В.И. Столяров // Теория и практика физической культуры. – М., 1997. – №7.

4.  Столяров, В.И. Проблема гуманизации современного спорта и комплексная спартианская программа ее решения: российский опыт / В.И Столяров // Спорт, духовные ценности, культура. – М., 1997. – вып. 3. – С. 54–263.

5.  Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. – М.: АСТ,2000. – C. 101.

6. Материалы конференции «Теория и методика спартианской социально–педагогической технологии оздоровления, рекреации и целостного развития личности», 16–17 марта 2007 г., Зеленоград http://www.mosportal.ru/zelao.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz