ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Кондратенков Ю.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

Развитие туристской деятельности школьников

в муниципальной системе образования

Ю.В. Кондратенков

Южно-Уральский государственный университет, г Челябинск

 

Сегодня крайне необходимо задуматься над проблемами воспитания нашей молодежи. От нас зависит, чему и как учить поколения юных россиян, чтобы выпускники школ были, прежде всего, здоровыми, успешными в жизни, трудились на совесть и создавали богатства своей страны, были людьми нравственными. Одним из видов деятельности, которая может помочь решить создавшиеся проблемы, является детско-юношеский туризм.

На туристское образование возложена задача: давать не только базовое образование, но и такую подготовку, которая позволяет действовать и размышлять инициативно, самостоятельно и продуктивно.

Туристская деятельность является действенным профилактическим средством девиантного поведения учащихся, которое в сегодняшних социально-экономических условиях России проявляется в массовых явлениях наркомании и токсикомании, алкоголизма, бродяжничества.

Резко возрастает роль системы дополнительного образования детей, имеющей богатый опыт внешкольной работы, высокий кадровый потенциал, материальную базу.

Туристская деятельность учащихся – это комплексное средство всестороннего развития подрастающего поколения в познании и доступном улучшении окружающего мира и самих себя в процессе занятий туризмом.

Анализ теории и практики управления туристской деятельностью в системе дополнительного образования детей показывает, что оно будет успешным если:

Ø    будет проанализирован сложившийся в муниципальной системе образования опыт управления становлением и развитием туристской деятельности;

Ø    определены и обоснованы ведущие тенденции, принципы и педагогические условия организации туристской деятельности в муниципальной системе образования детей;

Ø    разработана и внедрена модель эффективного управления туристской деятельностью в муниципальной системе образования детей;

Ø    разработан комплекс средств научно-педагогического и методического обеспечения управления развитием туристской деятельности в муниципальной системе дополнительного образования;

Ø    осуществлена интеграция дополнительного и общего образования в общеобразовательных учреждениях;

Ø    будет разработан инструментарий для получения информации об эффективности управления развитием туристской деятельности. Исследования выполнялись в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе проанализирован сложившийся в муниципальной системе образования опыт становления и развития туристской деятельности, практическая деятельность по разработке программ, обучение детей в туристских объединениях города, участие в создании системы проведения массовых туристских и учебных мероприятий.

На втором этапе проведен теоретический анализ, разработана нормативная база управления туристской деятельностью в городе; созданы общественные организации в туризме; укреплены практические связи детского и взрослого туризма; создана система и обоснованы ведущие тенденции, принципы и педагогические условия туристской деятельности; разработаны нормативно-правовые документы. Подготовлены условия для развития образовательных учреждений туристской направленности; разработана и внедрена организационно-педагогическая модель управления туристской деятельностью.

Третий этап предусматривал разработку содержания и программно-методического обеспечения туристской деятельности, оформление результатов исследования. Разработан инструментарий для получения информации об эффективности управления развитием туристской деятельности.

В результате определены и обоснованы ведущие тенденции, принципы и педагогические условия туристской деятельности в системе дополнительного образования детей;

Ø   разработана модель эффективного управления туристской деятельностью в муниципальной системе образования (определена структура управления, функции управления, субъект и объект управления);

Ø   предложен комплекс мер научно-педагогического и методического обеспечения управления развитием туристской деятельности в муниципальной системе дополнительного образования ;

Ø   обоснованы практические рекомендации по формированию содержания образования и структуре программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей туристской направленности;

Ø   экспериментально апробированы образовательные программы объединений туристского профиля;

Ø   созданы условия по привлечению общественных организаций для развития детско–юношеского туризма (общественные фонды организаций, совет ветеранов и т. д.);

Ø   создана система взаимодействия с общеобразовательными, средними и высшими учебными заведения (ЧИДПОПР – создан учебно-тематический план по подготовке педагогов ТК профиля, ЧГАК, экспериментальная площадка совместно с МОУ СОШ № 62 и т. д.)

Кроме того, выявлены и обоснованы условия, способствующие эффективному развитию туристской деятельности детей в образовательной системе города. Разработанные научные основы управления туристской деятельностью могут служить базой для дальнейшего теоретического, методического и организационного развития и совершенствования.

Туристская деятельность при правильной ее инструментовке интегрирует на личность все основные педагогические процессы. В ней значительно быстрее идет социализация личности учащегося, ибо путешествие – это уроки жизни.

В процессе исследовании состояния туристской деятельности был образования опыт становления и развития туристской деятельности, практическая деятельность по разработке программ, обучение детей в туристских объединениях изучены все аналитические материалы, проводились анкетирования и наблюдения, срезы по отдельным направлениям деятельности в муниципальной образовательной системе г. Челябинска. В работе принимали участие органы управления образованием, руководители учреждений, педагоги, родители, учащиеся и общественные организации.

Для решения выявленных проблем, с целью создания условий для развития туристской деятельности была разработана модель управления. Данная структура представляет совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций и существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения. Разработана модель, дающая возможность своевременно определять стратегию, тактику и регулирование туристской деятельности на основе анализа и контроля в муниципальной системе образования.

На муниципальном уровне к субъектам управления туристской деятельностью относятся Управление по делам образования г. Челябинска, управления образования районов, муниципальные образовательные учреждения всех типов и видов.

Объектом управления является туристская деятельность учащихся.

Модель управления туристской деятельностью представляет собой целостную систему мер, поскольку все действия подразделений связаны между собой и структурно и функционально (содержательно). Подобная схема управления позволяет охватить туристской деятельностью максимальное количество учреждений и организаций.

Определены качественные показатели эффективного развития туристской деятельности:

Ø    разработана разноуровневая система повышения квалификации педагогов – семинары, совещания конференции, курсовая подготовка в СЮТур, курсовая подготовка через институт повышения квалификации работников образования;

Ø    обновление содержания – разработка новых программ для детей-сирот, детей-инвалидов, детей с девиантным поведением;

Ø    смотр-конкурс на лучшую организацию ТКД в образовательном учреждении;

Ø    новые виды соревнований – туриада для младших школьников и дошкольников, «Мама, папа и я – туристская семья», «Школа безопасности», «Зарница» и т.д.

В г. Челябинске сложились формы работы, способствующие развитию детско-юношеского туризма.

Сотрудничество с высшими и средними учебными заведениями позволяет вести непрерывную туристскую подготовку, как среди учащихся, так и среди педагогов.

 

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz