ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Кокин В.Ю., Целищев В.Ю.

 

 Домашняя
Вверх

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

У СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

В.Ю. Кокин, В.Ю. Целищев

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Смещение целей образования на рубеже веков связывают с изменением качества человека. Приоритетным становится формирование гармоничной, свободной и конкурентоспособной личности, что предполагает приобщение молодежи к фундаментальным культурным ценностям, среди которых особое место занимает физическая культура. В связи с этим важнейшим фактором повышения эффективности функционирования физической культуры и спорта является качество образования. Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры, прежде всего, связано с наиболее полной реализацией его культурообразующей и гуманизирующей функций, позволяющей, с одной стороны, формировать социально активную личность в гармонии с физическим развитием, а с другой – приобщать к ценностно–мотивационным составляющим физической культуры, подчиняя их целям и потребностям личности в саморазвитии и самосовершенствовании.

Изменение целевой направленности физической культуры в высшем учебном заведении требует в учебно-воспитательном процессе отказа от «командно-строевых методов», а обращения к личности студента, к его интересам и потребностям в сфере физического и духовного совершенствования. Многолетние исследования в области теории и практики физического воспитания студентов указывают на то, что замкнутость на двигательной деятельности без учета мотивационно-волевой сферы молодежи приводит к деформации ценностей физической культуры, формированию ассоциативного поведения и эгоистических устремлений личности, что существенно обедняет как физические, так и духовные потребности студентов и приводит к утрате в учебном процессе культурно-нравственного и предметно-содержательного смысла.

Ключевые моменты выхода из сложившейся ситуации должны рассматриваться в плане современных концептуальных представлений о теории физической культуры личности и о технологиях ее формирования как целевой сущности данного процесса. При этом особое место должно занимать включение студента в пространство физической культуры как субъекта, способного удовлетворить личностные мотивы, склонности, потребности и интересы, расширяя и углубляя знания в области физической культуры.

Мотивационно-потребностная сфера служит стержнем успешного выполнения любого вида деятельности, в том числе и занятий физическими упражнениями. При этом интересы и жизненные ориентации характеризуют общую готовность к деятельности, а мотивы раскрывают непосредственный личностный смысл определенной физкультурной деятельности. Использование психологических обоснований для управления познавательной деятельностью студентов путем формирования интереса к познанию происходит на основе мотивировки, представляющей осознанное отношение человека к тому или иному проявлению деятельности, и связано с побуждающей силой – потребностями человека.

Потребности в занятиях физической культурой – важная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности, на основе которой возникают, закрепляются и развиваются знания, навыки и практический опыт студентов. В процессе формирования физической культуры личности мотивационно-потребностная сфера направляется на удовлетворение, раскрытие осознанного и рефлексивного психофизиологического состояния желания физкультурной деятельности, реакции личности на внешние и внутренние стимулы, ориентированные на достижение полезного результата.

Проблема влияния на мотивацию учебной деятельности студентов осложняется тем, что для большинства из них процесс физического воспитания направлен «в никуда», не имеет определенной личной цели и задач, превращается в формальное исполнение требований, выдвигаемых образовательным учреждением, кафедрой, преподавателем. Если же студент осознал свою особую, личностно мотивированную заинтересованность в физическом воспитании, то учебный процесс для него становится целенаправленным, активным и творческим.

Государственный образовательный стандарт по дисциплине «Физическая культура» для высших учебных заведений РФ предусматривает свободу выбора студентами разнообразных средств, методов и организационных форм занятий в вариативности компонента программы. Эффективность вариативного подхода в учебно-воспитательном процессе студентов; на первый взгляд, теоретически очевидна. Во-первых, при его использовании предполагается реализация физкультурно-спортивных интересов и потребностей студенческой молодежи, следовательно, должна повышаться ее физкультурная активность, посещаемость занятий, степень включенности в физическое самосовершенствование, а в итоге и уровень физкультурно-спортивной образованности; во-вторых, интересы и потребности студентов могут быть адекватны узкой специализации преподавателя, что, несомненно, должно обеспечить продуктивность взаимодействия субъектов образовательного процесса и существенно повысить качество результата; в-третьих, использование вариативного подхода, выбор студентами одного из видов спорта для своих занятий, физического совершенствования отвечает сегодня современным тенденциям развития физической культуры и спорта в системе образования; в-четвертых, посредством организации вариативного курса можно решать не только физкультурно-спортивные, но и физкультурно-оздоровительные задачи физического воспитания студентов в рамках как традиционных, так и нетрадиционных систем.

Делать такой выбор предпочтительно со второго года обучения в вузе, так как первый предназначается для теоретико-методологической и общефизической подготовки студентов. Данное ограничение непроизвольно сопряжено и с обязательными контрольными нормативами физической подготовленности, которые должны выполняться студентами в течение трех лет. Вышеизложенное обусловливает необходимость исследования оптимальных вариантов организации физической культуры, с одной стороны, обеспечивающих реализацию цели государственной программы по дисциплине «Физическая культура», а с другой – формирование побудительных, направляющих и регулирующих мотивационно-ценностных ориентации и потребностей студентов на занятиях по физической культуре. Одно из приоритетных направлений здесь – использование базовой части с вариативной формой занятий по видам спорта, начиная с 1-го года обучения в вузе (а не со 2-го года, как предусмотрено Государственной программой).

Персонализация различных видов физической деятельности в рамках вариативного компонента учебной программы может расширить средства для реализации оздоровительного потенциала в процессе учебных и самостоятельных занятий.

Исследования проводились на базе ЮУрГУ на протяжении 3-х лет обучения по дисциплине «Физическая культура». Был проведён мониторинг посещения учебных занятий студентов (юноши и девушки) основного отделения 1–3 курсов (табл. 1).

Проведение учебных занятий с использованием традиционных видов программы по физической культуре не позволяет в полной мере использовать оздоровительный потенциал индивидуализированного физического воспитания студентов.

 

Таблица 1.

Динамика посещения учебных занятий студентами университета

                                                                    Учебный год

Виды спорта

2006–2007

2007–2008

2008–2009

Шейпинг, аэробика, чел

2209

2037

1925

Настольный теннис, чел

1153

958

904

Атлетическая гимнастика, чел

584

543

512

Зал ОФП (коррекция телосложения) , чел

440

425

401

Другие виды: баскетбол, волейбол, бадминтон, стрельба, плавание, фехтование, футбол, туризм, бег на коньках и др., чел

654

1392

1190

Всего по видам спорта, чел

5040

5355

4932

Количество студентов, обучающихся по дисциплине «Физическая культура», чел

13.327

13.915

13.400

Вариативная форма организации занятий позволяет решать психолого-педагогические задачи воспитания, образования и методической подготовки, а также вопросы управления физическим самосовершенствованием и формирования физической культуры студентов.

Возросший процент их включённости в двигательную деятельность в процесс самосовершенствования, изменения в отношениях к ценностям физической культуры – свидетельствует о более эффективном решении задач в области физической культуры студентов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и программы на фоне учета мотивационно-ценностных ориентаций, конкретных условий, специфики учебной деятельности, физических и психо-физических возможностей каждого студента.

По мере расширения спектра видов спорта элективных занятий происходит перераспределение количества студентов, избирающих тот или иной вид. Нетрадиционные виды спорта и системы физических упражнений, используемые в вариативном компоненте государственного образовательного стандарта по дисциплине «Физическая культура», привлекают значительную часть студенческого контингента на протяжении всего периода обучения.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz