ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Каминская Т.П.

 

 Домашняя
Вверх

 

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ ГИМНАСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Т.П. Каминская

Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма, г. Краснодар

tanyta@hotbox.ru

 

Стилевые особенности саморегуляции являются типичные для человека и наиболее существенные индивидуальные особенности самоорганизации и управления внешней и внутренней целенаправленной активностью, устойчиво проявляющиеся в различных её видах [2].

Феномен стиля саморегуляции проявляется в том, каким образом человек планирует и программирует достижение жизненных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов, в том, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны [2].

В спортивной деятельности очень важным является саморегуляция и самоорганизация своей активности для достижения высоких результатов. Сформированность осознанной регуляции способствует успешной спортивной деятельности [1]. Таким образом, выявление особенностей саморегуляции поможет при дальнейшем отборе спортсменов, а своевременная корректировка может способствовать дальнейшему развитию спортивной карьеры занимающихся.

Целью исследования является определение особенностей саморегуляции у спортсменов акробатов на этапе спортивного совершенствования.

Для диагностики использовался опросник «Стиль саморегуляции поведения – 98» – ССП–98. В исследовании принимали участие 100 респондентов, занимающихся акробатикой на базе специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва № 1 города Краснодара. Проведённое исследование позволяет описать уровень развития основных регуляторных процессов.

По шкале «Планирование» (Пл) можно охарактеризовать индивидуальную развитость осознанного программирования человеком своих действий. По этой шкале были получены средние значения (5,5), что свидетельствует о тенденции сформированности потребности в осознанном планировании деятельности, о сформированности планов, а так же о стремление достичь поставленной цели.

Шкала «Моделирование» (М) позволяет диагностировать индивидуальную развитость представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, степень их осознанности и адекватности [2]. По этой шкале были получены средние показатели (5,3). Это говорит об адекватности оценки значимых внутренних условий и внешних обстоятельств, но в то же время не способности гибко изменять модель значимых условий.

Шкала «Программирование» (Пр) характеризует уровень развитости осознанного программирования человеком собственных действий. В результате исследования по этой шкале были получены средние показатели (5,6). Таким образом, можно сказать, что испытуемые в состоянии продумывать свои действия для достижения поставленных целей, детализировать разрабатываемые программы своих действий, но возможно требуется корректировка из вне.

По шкале «Оценивание результатов» (ОР) можно охарактеризовать индивидуальную развитость и адекватность оценки испытуемым себя и результатов своей деятельности и поведения [2]. Были получены средние показатели (5,2) – испытуемые могут адекватно оценивать факторы рассогласования полученных результатов с поставленной целью деятельности. В отдельных случаях так же может проявиться  не достаточная самокритичность своих действий, возможно при увеличении объёма нагрузки.

У испытуемых были получены средние значения (5,7) по шкале «Гибкость» (Г), которая описывает способность перестраивать систему саморегуляции в связи с изменением внешних и внутренних условий. При возникновении непредвиденных обстоятельств молодые спортсмены могут перестраивать свои планы и программы действий и поведения, вносить коррекции, но в то же время в слишком экстренных ситуациях возможна неадекватная реакция, то есть не совсем своевременное планирование деятельности и выделение значимых условий.

Шкала «Самостоятельность» (С) свидетельствует о развитости регуляторной автономности. Исследование показало наличие у испытуемых средних значений (4,1). Таким образом, можно сказать, что в принципе испытуемые самостоятельно организуют свою активность, способны самостоятельно планировать, организовывать, контролировать, анализировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности, а так же одновременно учитывают и прислушиваются к окружающим оценкам и мнениям.

У испытуемых спортсменов по шкале «Общий уровень саморегуляции» (ОУ) были получены средние значения (26,7), что свидетельствует о сформированности общего уровня индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Можно сказать о достаточно гибкой реакции на изменение условий, выдвижение и достижение цели в большей степени осознанно. В целом характерна взаимосвязанность и осознанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев.

Из всего выше сказанного можно заметить, что наибольшие показатели получены по шкале «Гибкость» (Г) – (5,7) и наименьшие по шкале «Самостоятельность» (C) – (4,1). Возможно, это связано с контролем со стороны тренера и необходимостью проявлять спортсменам регуляторную гибкость в процессе спортивной активности.

Таким образом, несмотря на полученные средние значения по всем шкалам опросника, данные говорят о наличии резервов саморегуляции, которые могут быть улучшены на основе развивающих воздействий.

Литература

1.  Международная научно–практическая конференция «Рудиковские чтения»: труды участников. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. – 288 с.

2.  Моросанова, В.И. Стилевая саморегуляция поведения человека / В.И. Моросанова, Е.М. Коноз // Вопросы психологии. – М., 2000. – № 2. – С. 118–127.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz