ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Иванова Ю.В., Самылина Н.В.

 

 Домашняя
Вверх

 

Использование круговой тренировки на занятиях физической культуры со студентами вуза

Ю.В. Иванова, Н.В. Самылина

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

sam.natali@mail.ru

 

Круговая тренировка (КТ) это организационно – методическая форма занятий, основу которой составляет серийное (непрерывное и с интервалами) повторение упражнений подобранных и объединенных в комплексе, которые выполняются в порядке последовательной смены «станций» по замкнутому кругу.

Возникновение круговой тренировки было вызвано необходимостью управления процессом физической подготовки в условиях ограниченной площади и нехватки инвентаря. Она была разработана ещё в 1952г. Но и в настоящее время этот метод проведения занятий по физической культуре со студентами не утратил своей актуальности. Упражнения сгруппированы по принципу развития физических качеств: быстроты, силы, гибкости, выносливости, ловкости [2]. В физическом воспитании КТ дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки. Позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе.

При проведении круговой тренировки в спортивном зале или на спортивной площадке отводятся специальные места для выполнения физических упражнений – «станции». На каждой станции, если это необходимо, размещается инвентарь или оборудование для выполнения физических упражнений. Комплексы составляются из простых и доступных упражнений (технически относительно не сложных), предварительно хорошо разученных движений. Отличительными чертами КТ, характеризующими ее как относительно самостоятельную организационно – методическую форму, являются [2]:

·   регламентация работы и отдыха на каждой станции;

·   систематическое и постепенное повышение тренировочных требований;

·   периодическая смена тренировочных упражнений на станциях;

·   использование хорошо разученных упражнений;

·   последовательное включение в работу различных мышечных групп.

Состав упражнений комплексов КТ зависит от решаемых задач, особенностей физической подготовленности, тренированности занимающихся и условий проведения занятий. В основе традиционной КТ лежит три метода [4]:

1.  Непрерывно-поточный.

2.  Поточно-интервальный.

3.  Интенсивно-интервальный.

Задача преподавателя должна заключаться, с одной стороны, в комплектовании специальных комплексов и правильности их выполнения, а с другой – в умении организовать и управлять самостоятельной деятельностью учащихся на занятиях по физической культуре [1].

Комплекс КТ должен подбираться с учетом физической подготовленности группы. Строго соблюдаться последовательность выполнения упражнений и перехода от одной станции к другой, а также интервал между кругами при повторном прохождении комплекса. Определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом возрастных и половых различий. Быстрая смена различных упражнений дает физическую нагрузку на все мышечные группы, позволяя избегать при этом местного утомления.

Для проведения занятий по КТ составляют комплекс из 8–10 упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц – рук, ног, спины, брюшного пресса. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно – циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма.

Заранее размечают места для выполнения упражнений. Последовательность прохождения станций устанавливается по кругу, прямоугольнику или квадрату; в зависимости от того, как более рационально использовать площадь зала и оборудование.

Занятия по физической культуре со студентами СФУ проводятся преимущественно на улице (зима, весна, осень). Для того чтобы студенты не замерзали в холодное время моторная плотность занятия должна быть достаточно высокой. Для выполнения данной задачи идеально подходит КТ.

Как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями, естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений.

Пребывание на открытом воздухе повышает обменные процессы организма, укрепляет сосуды и нервы кожи, возбуждает мозговую деятельность, улучшает работу сердца, повышает общий тонус организма.

Состав упражнений комплекса КТ, на занятиях со студентами СФУ зависит от решаемых задач на занятие и подготовленности группы. Как правило, комплекс круговой тренировки составляется из раннее разученных студентами упражнений. Преподаватель заранее подготавливает станции КТ. Т.к. занятия проводятся на улице, в холодное время, поэтому рассказ, показ, объяснения должны быть очень доступными и краткими.

Обязательным условием является объяснение студентам:

ü     количество станций;

ü     порядок перехода от станции к станции;

ü     способ выполнения упражнения на станции;

ü     время работы на станции и время отдыха;

ü     количество серий;

ü     время отдыха между сериями.

Преподаватель следит за правильностью выполнения упражнений, дает методические указания.

На наших занятий КТ включается в основную часть занятия [2]. Предпочтительнее применяется КТ по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха. В заключительной части занятия используется непродолжительный равномерный бег, либо стрейчинг.

Литература

1.   Гуревич, И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки / И.А. Гуревич. – Мн.: Высш. школа, 1980. – 256 с.

2.   Кряж, В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов / В.Н. Кряж. – Мн.: Высш. школа, 1982. – 120 с.

3.   Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2008 – 544 с.

4.   Романенко, В.А. Круговая тренировка при массовых занятиях физической культурой / В.А. Романенко, В.А. Максимович. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 143 с.

5.   Талага, Е. Энциклопедия физических упражнений / Е Талага. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 412 с.

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz