ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Иванов В.Д..

 

 Домашняя
Вверх

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В.Д. Иванов

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Модернизация современного образования, диктующая необходимость значительного обновления его содержания, социальная потребность в совершенствовании педагогического мастерства учителя, повышение роли профессиональной коммуникативной направленности вузовского обучения определяют актуальность развития профессионально-педагогической коммуникативной компетенции студентов в российском высшем образовании.

Моделирование ситуаций профессионально-педагогического общения позволяет решать следующие задачи развития коммуникативной компетенции: поэлементно отработать виды профессиональной коммуникативной деятельности с адекватным речевым оформлением; научить студентов использовать прием моделирования для практического овладения мотивационно–целевой и содержательно-процессуальной сторонами коммуникативной деятельности.

Участие в деятельностно-ролевых играх способствует накоплению студентами опыта в профессионально-педагогическом общении.

Тренинг стимулирует процесс самоактуализации личности студента. Перечисленные условия развития профессиональной коммуникативной компетенции с учетом их содержательно–процессуальной направленности в исследовании выступают в качестве основы социально–психологического тренинга развития профессиональной коммуникативной компетенции, т.к. позволяют сделать выход на рассмотрение и выбор приоритетных компонентов ее развития.

На основе проведенных наблюдений за профессионально-педагогической деятельностью учителя физической культуры выделены следующие блоки доминирующих профессионально-личностных качеств-показателей профессионально-педагогической коммуникативной компетенции: блок информативно-интеграционных коммуникативных качеств-показателей; блок регулятивно-ориентационных коммуникативных качеств-показателей; блок качеств-показателей стимулирующего взаимодействия; блок организационно-методических коммуникативных качеств–показателей. Выведенные блоки находятся между собой в тесном взаимодействии, их использование направлено на развитие у студентов основных профессионально-педагогических коммуникативных компетенций.

Для диагностирования уровня сформированности профессиональной коммуникативно-педагогической компетенции студентов использовались методики: ситуативные и ролевые игры, ситуативно-обусловленное общение, ситуационные задачи, контрольные работы.

В качестве критериев были приняты компетенции профессионально-педагогической коммуникативной деятельности, в своей совокупности наиболее полно отражающие уровень готовности студентов к проведению разнообразных видов профессионально-педагогической деятельности: установление педагогического контакта, создание и поддержание положительного эмоционального фона в процессе общения, присоединение и ведение, знание и использование в педагогической практике проксемической системы классной комнаты и других элементов невербальной коммуникации, объяснение, рассказ, изложение нового материала, демонстрация, показ, упражнение, тренировка, мотивация, дисциплинирование и пр.

Целью эксперимента было использование в процессе тренинговых занятий целостной системы развития профессионально-педагогической коммуникативной компетенции студентов. Решались следующие задачи: на основе организации эксперимента внедрить в учебный процесс разработанный социально-психологический тренинг коммуникативной компетенции.

В эксперименте приняли участие четыре группы студентов факультета физической культуры ЮУрГУ в количестве 120 человек, которые методом случайного отбора были распределены на экспериментальные (1э и 2э) и контрольные (1к и 2к) группы.

В контрольных группах занятия проводились в соответствии с утвержденным рабочим учебным планом и рабочими программами. В экспериментальных добавлялся социально-психологической тренинг, который проводился блоками по 4 часа учебных занятий в течение учебного года.

Для оценки уровня сформированности профессионально-педагогической коммуникативной компетенции каждое задание оценивалось в баллах:

– правильное и полное использование средств профессионально-педагогической коммуникативной компетенции – 3 балла;

– правильное, но неполное использование средств профессионально-педагогической коммуникативной компетенции – 2 балла;

– не совсем правильное использование средств профессионально-педагогической коммуникативной компетенции – 1 балл;

– невладение средствами профессионально-педагогической коммуникативной компетенции – 0 баллов.

В зависимости от сложности задания был введен коэффициент профессионально-педагогической коммуникативной весомости (ПКВ). Он обеспечивает дифференциацию качеств профессионально-педагогической коммуникативной компетенции по их значимости и способствует определению уровня владения целостными коммуникативными компетенциями.

В каждой контрольной работе было 8 заданий, поэтому за каждую контрольную работу студент мог получить максимум 24 балла. Затем полученные студентами за каждое задание баллы умножались на коэффициент ПКВ.

Каждая оценка, полученная умножением баллов за задания на коэффициент ПКВ, выражалась в процентах от максимально возможных баллов за каждую контрольную. Полученные баллы в процентном выражении распределились по восьми десятипроцентным интервалам. Первый интервал от 20% до 30% (меньше 20% оценок не было).

Статистическая обработка результатов эксперимента проводилась по непараметрическому критерию Колмогорова-Смирнова при уровне значимости a=0,05.

Эффективность эксперимента проверялась путем сравнения уровней сформированности коммуникативных компетенций экспериментальной и контрольной групп. Каждый срез был направлен на выявление уровня владения определенными коммуникативными компетенциями. Приоритетная роль отводилась следующим:

1) свободное и правильное применение языка, знание требований научного стиля речи;

2) коммуникативно-когнитивные компетенции;

3) коммуникативно-презентационные компетенции;

4) коммуникативно-интеграционные компетенции;

5) регулятивно-организационные компетенции;

6) коммуникативные личностно-ориентированные компетенции;

7) компетенции моделировать ситуации профессионально-педагогического общения с адекватным речевым оформлением.

Результаты представлены в табл. 1. Из таблицы следует, что критерий Колмогорова-Смирнова T3 больше критического значения критерия Колмогорова-Смирнова W1–α, поэтому значение баллов в экспериментальных группах статистически больше значений баллов в контрольных группах.

Это свидетельствует о том, что студенты в экспериментальных группах благодаря проведенной работе существенно повысили уровень владения профессионально–педагогической коммуникативной компетенцией, т.к. контрольные работы по мере их проведения в течение учебного года изменялись в сторону повышения степени сложности как в аспекте профессиональной направленности, так и в аспекте их речевого оформления.

 

Таблица 1.

Сравнительные результаты динамики развития профессиональной коммуникативной компетенции экспериментальных и контрольных групп

Контрольная работа

группы 1э и 1к

группы 2э и 2к

T3

T3– W1– α

T3

T3– W1– α

1

0,467

0,167

0,5

0,2

2

0,534

0,234

0,466

0,166

3

0,434

0,134

0,466

0,166

4

0,4

0,1

0,367

0,067

5

0,467

0,167

0,466

0,166

6

0,567

0,267

0,433

0,133

7

0,634

0,334

0,467

0,167

 

В отличие от экспериментальных групп в контрольных группах студенты получили определенные коммуникативные компетенции, однако изменения произошли несущественные, уровень ориентации в многообразии профессионально-педагогической коммуникативной деятельности учителя у них не оказался достаточно заметным.

Литература

1.  Бодалев, А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. – 3–е изд., перераб. и допол. / А.А. Бодалев. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. – 320 с.

2.  Иванов, В.Д. Тренинг эффективной педагогической коммуникации / В.Д. Иванов. – Челябинск. ЮУрГУ, 2006. – 100 с.

3.  Ионова, В.Е. Развитие эффективного профессионального общения у педагогов с различными характерологическими свойствами личности / В.Е. Ионова. Дис… канд. психол. наук. – Самара, 1999. – 165 с.

4.  Лабунская,  В.А. Невербальное поведение / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д, 1985. – 255 с.

5.  Петровская, Л.А. Компетентность в общении / Л.А. Петровская. – М., 1989. – 350 с.

6.  Поваляева, М.А. Невербальные средства общения / М.А. Поваляева, О.А. Рутер. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500


Хостинг от uCoz