ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Бабченко А.П.

 

 Домашняя
Вверх

 

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

А.П. Бабченко

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

ann-babchenko@yandex.ru

 

В существующей системе адаптивного физического воспитания (АФВ) дошкольников, школьников и учащейся молодежи с отклонениями в состоянии здоровья необходимо отметить ряд противоречий:

между возрастающими требованиями современного общества к формированию здоровой, активной, физически работоспособной и социально ответственной личности и неготовностью образовательной системы к решению данной задачи;

между пониманием обществом неудовлетворительной постановки работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся в дошкольных, школьных и высших учебных заведениях и отсутствием конкретных научно обоснованных подходов к решению этой проблемы;

между неготовностью образовательных учреждений к организации АФВ и острой потребностью дошкольников, учащихся школ и вузов в специальных занятиях с учетом их индивидуальных отклонений в состоянии здоровья.

Устранение этих противоречий, а также актуальная необходимость качественного улучшения системы физического воспитания в государственных образовательных учреждениях требуют научно обоснованных подходов и условий технологического обеспечения физической культуры этой категории лиц в соответствии с современными социально-экономическими и политическими реалиями.

Предложенная нами педагогическая технология АФВ (рис. 1) основана на разработанных концептуальных положениях, обеспечивающих ее направленность, структуру, элементы и компоненты содержания занятий физическими упражнениями в различных звеньях государственной системы физического воспитания. Применительно к каждому из образовательных учреждений педагогическая технология приобретает свою специфику, обусловленную возрастными анатомо-физиологическими, типологическими и другими особенностями занимающихся.

Для разработки направлений и способов организации процесса АФВ в образовательных учреждениях необходимо учитывать:

  механизм обеспечения преемственности различных звеньев системы образования в области АФВ, что позволяет получить более высокие показатели физической подготовленности занимающихся, повышение уровня функционального и морфологического состояния систем организма с учетом его индивидуальных и типологических особенностей;

  эффективность индивидуальных комплексов физических упражнений, позволяющих в полной мере реализовать систему образовательных, оздоровительных и воспитательных задач;

  условия использования обучающей информации, четко сбалансированной по объему и доступности при конкретной направленности на стимулирование познавательной и двигательной активности занимающихся;

  целесообразность применения педагогических приемов формирования чувства удовлетворенности от занятий физическими упражнениями и мышечной нагрузки;

  результативность предложенной педагогической технологии и целесообразность её использования в практике АФВ для реализации конкретных задач оздоровления детей, подростков и учащейся молодежи.

  Эффективность предложенной педагогической технологии обусловлена системой условий и требований для обеспечения непрерывности и преемственности образовательного процесса АФВ, призванной обеспечить ожидаемый положительный эффект при успешной ее реализации:

  учет закономерностей естественного развития физического, интеллектуального и кинезиологического потенциала детей, подростков и учащейся молодежи;

  формирование интереса у занимающихся к регулярным занятиям физическими упражнениями и чувства удовлетворения от мышечной нагрузки;


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Инновационная педагогическая технология адаптивного физического воспитания

 

 

  учет индивидуальных возможностей и потребностей организма занимающихся на каждом этапе онтогенеза;

  формирование уровня общей и двигательной культуры у занимающихся, обусловливающего потребность в приобщении к общемировым человеческим ценностям в области физической культуры и спорта;

  организация игровой деятельности с учетом возрастных, анатомо-физиологических особенностей организма, состояния здоровья, уровня физической подготовленности занимающихся, а также задач обучения и воспитания;

  развитие качественных сторон двигательной деятельности занимающихся на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения;

  формирование двигательного ритма как главного условия успешности усвоения изучаемых физических упражнений;

  рациональное использование совокупности основных и дополнительных форм занятий для решения задач восстановления и укрепления организма;

  организация обратной связи с родителями на всех этапах процесса АФВ.

Исследование влияния предложенной педагогической технологии АФВ на физическое состояние дошкольников показало, что в результате ее использования улучшилось состояние здоровья (уменьшение числа часто болеющих детей на 48,7%, снижение заболеваний опорно-двигательного аппарата на 61,2%) и уровня физического развития, выявлен прирост показателей двигательных координаций (равновесие, ловкость, меткость – в среднем на 25,5%), а также физической подготовленности и функционального состояния организма занимающихся (р<0,05).

Применение педагогической технологии АФВ в общеобразовательных учреждениях способствует улучшению показателей состояния здоровья исследуемых на 17,9%, уровень развития силовой выносливости возрос на 18,4% (р<0,05), аэробной выносливости на 15,1% (р<0,05). У старших школьников с отклонениями в состоянии здоровья удовлетворяется потребность в двигательной активности (53,2% девушек и 38,7% испытуемых юношей хотели бы продолжать заниматься по предложенной педагогической технологии АФВ).

Прирост показателей физической подготовленности у студенток специального учебного отделения вуза по полученным в ходе исследования данным составил 38,2%, функционального состояния организма – 35,1%. Уровень успеваемости повысился на 10,3%.

Результаты педагогического эксперимента показали, что образовательно-воспитательный процесс в области АФВ детей, подростков и учащейся молодежи с различными отклонениями в состоянии здоровья должен рассматриваться как система формирования у занимающихся навыков и потребностей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Компонентами процесса саморазвития и самосовершенствования лиц с отклонениями в состоянии здоровья являются:

  обеспечение единства учебно-тренировочного процесса, медико-педагогического обследования, анализа эффективности физического воспитания и самодиагностики;

  диагностика, коррекция состояния здоровья занимающихся и оптимизация форм, средств, методов физической культуры;

  подготовка специалистов, способных к восприятию новой информации, к разработке и внедрению педагогических технологий оздоровления на основе новых научных данных.

В результате проведенного исследования теоретически обоснована и экспериментально апробирована разработанная нами педагогическая технология АФВ детей, подростков и учащейся молодежи в современном образовательном пространстве России, которая отличается от общепринятых программ оздоровления тем, что учебные группы формируются по возрастному признаку с учетом уровня физической подготовленности, с использованием программ тренирующих воздействий, занятия имеют образовательную направленность на формирование культуры жизнедеятельности, двигательная активность систематизирована с учетом медико-педагогические показаний и противопоказаний к мышечной нагрузке определённого характера по разделам государственных программ по физической культуре.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:23 +0500
Хостинг от uCoz