ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Иванова Е.В., Иванов В.Д.

 

 Домашняя
Вверх

 

Социально-коммуникативный тренинг как эффективное Средство формирования коммуникативной компетентности студентов вуза

Е.В. Иванова, В.Д. Иванов

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

 

Актуальность. Проблема коммуникаций и коммуникативной компетентности личности стоит на стыке социальной психологии и гуманистической педагогики. Коммуникативная компетентность педагога во многом определяет социально-психологическую атмосферу в образовании, успех педагогической деятельности. Коммуникативные компетенции являются ключевыми компетенциями эффективной педагогической деятельности. Межличностное коммуникативное взаимодействие обусловлено профессиональным владением вербальными и невербальными средствами общения: лингвистическими, паралингвистическими средствами, механизмами психологического воздействия и взаимодействия, многообразием воспитательных средств, приемов, методов и форм работы и осознанным применением индивидуальных экспрессивных возможностей – речевых, мимических, жестикуляционных, пантомимических.

Состояние проблемы. Наиболее активно разрабатывается понимание и смысл термина коммуникативной компетентности А.Б. Зверинцев, А.А. Мурашов, Н.Н. Обозов, И.И. Рыданова, И.А. Стернин и др. Ш.А. Амонашвили, Е.И. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.А. Щетинин продемонстрировали плодотворность владения культурой педагогического общения. Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, В.Я. Ляудис и др. рассматривали педагогическое общение с позиций социальной психологии. В.А. Канн-Калик в проблеме общения впервые выделил дидактический и коммуникативный аспекты. Смысл коммуникативного взаимодействия он видел в целенаправленном формировании системы педагогически целесообразных межсубъектных отношений. Разработаны теоретические положения педагогического взаимодействия [И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, В.А. Сластенин, Л.И. Соснина, Т.В. Фуряева, И.К. Шалаев, В.А. Якунин и др.], педагогического общения [Ш.А. Амонашвили, Я.Л. Коломинский, А.К. Михальская, А.В. Мудрик, Р.А. Парошина, А.П. Сковородников, Н.И. Формановская и др.], идеи личностно-ориентированного образования [Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, Т.А. Стефановская, В.В. Сериков, М.И. Шилова, И.Д. Фрумин, И.С.Якиманская и др.].

По мнению многих исследователей коммуникативная компетентность является «сердцевиной профессионализма учителя» потому, что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Профессионально-коммуникативную компетентность в деятельности учителя выделяют и в ее состав вводят такие понятия, как коммуникативное взаимодействие [Л.А. Шипилина], коммуникативные умения [А.Н. Леонтьев, И.П. Раченко, В.А.Якунин], коммуникативность [Н.Н. Обозов, Р.А. Парошина], коммуникативные качества, свойства личности [Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Канн-Калик, В.А. Лабунская, А.В. Мудрик, Л.А. Петровская, А.У. Хараш], коммуникативные процессы [Г.М. Дридзе, А.А. Леонтьев, В.А. Якунин].

Анализ исследований в области социальной психологии и педагогики показал, что большинство ученых [Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, И.А. Богачек, Н.В. Бордовская, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Л.М. Митина, В.Н. Панкратов, В.Н. Панферов, А.А. Реан, Е.А. Юнина, Н.И. Шевандрин, В.М. Шепель] коммуникативную компетентность связывают с особенностями личности учителя: направленность личности на гуманистическое взаимодействие; сформированность знаний и умений в области коммуникаций; личностные качества и особенности поведения, проявляющиеся в отношении с людьми; проявление эмпатии в общении. На основе анализа приведенных исследований получены следующие выводы. Коммуникативная компетентность есть цель и результат процесса профессиональной подготовки, овладения знаниями в определенной области и способность обмена ими во взаимодействии, обеспечивающие субъекту эффективность общения. Особенность коммуникативной компетентности личности учителя составляют его теоретическая подготовка в области межличностного познания, межличностных отношений; законов логики и аргументации; профессионального, в том числе речевого этикета; коммуникативных технологий. Коммуникативная компетентность учителя – есть совокупность достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностей к самоконтролю, эмпатии, культуры вербального и невербального взаимодействия. Коммуникативная компетентность рассматривается в связи с характеристикой взаимодействия людей; знаниями и умениями в области межличностных отношений и как личностное качество, проявляющиеся в отношении с людьми; и как коммуникативные и организаторские умения (связанные со взаимным обменом информации и познанием людьми друг друга; с формированием межперсональных взаимоотношений; с управлением собственным поведением и поведением других, организацией деятельности). Коммуникативная компетентность учителя выражается также гуманистической направленностью, способностью чувствовать другого, адекватно воспринимать его, быть готовым сотрудничать, взаимодействовать, быть лично заинтересованным в благе других, т.е. в проявлении эмпатии. Коммуникативная компетентность личности раскрывается в отношении к людям, к самому себе, особенностях взаимоотношений между людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию и проявляется в умении моделировать личность собеседника, добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств и технологий, т.е. продуктивно выходить из конфликтной ситуации. Процесс коммуникации, передача любой информации, возможна посредством знаковых систем: вербальной и невербальной.

Анализу развития отдельных коммуникативных способностей (компетентностей), коммуникативных качеств личности педагога, коммуникативных умений посвятили свои работы многие отечественные и зарубежные исследователи. В плане методологической основы представляют интерес научные труды личностно-ориентированной парадигмы образования, исследования в области социальной перцепции, межличностных отношений, концептуальные положения о сущности педагогических коммуникаций и педагогического общения.

Анализ научных исследований по проблеме формирования коммуникативной компетентности будущих учителей в теории и практике образования позволил сделать следующие выводы:

• учеными разработаны некоторые подходы в подготовке будущего учителя к коммуникативной деятельности в целом, к формированию у него коммуникативных умений;

• выявлено влияние знаний предметов коммуникативного цикла обеспечивающих эффективное взаимодействие учителя в рамках многообразия профессиональных коммуникаций;

• установлена зависимость между коммуникативной компетентностью учителя и профессиональным владением вербальными и невербальными средствами, механизмами психологического воздействия, гуманистическими отношениями и успешностью коммуникативного взаимодействия;

• описаны некоторые организационные формы обучения, в основе которых лежит диалоговое общение, направленно на формирование коммуникативных умений. В то же время проблема формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в системе высшего педагогического образования целостно не разработана и не стала предметом специальной самостоятельной разработки в психолого–педагогических исследованиях.

Состояние проблемы в практике. Основными показателями и признаками коммуникативной компетентности принята степень сформированности ее основных структурных компонентов:

Ø     теоретические знания в области коммуникативных дисциплин;

Ø     коммуникативные и организаторские умения;

Ø     коммуникативный самоконтроль;

Ø     умение продуктивно выходить из конфликтной ситуации;

Ø     коммуникативные качества речи;

Ø     эмпатия.

В исследовании были задействованы студенты 1–5 курсов специальности «050720 педагог по физической культуре» (374 человека) с использованием методик (тест-опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС–2) В.В. Синявского и Б.А. Федорина; «Оценка способностей педагога к эмпатии»; «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера; «Оценка способов реагирования в конфликте» К.Н. Томаса.

В избранных методиках коммуникативные и организаторские склонности проявляются в умении четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, в стремлении расширять контакты, проявлять инициативу, смекалку, находчивость в умении оказывать психологическое воздействие на людей на основе адекватного восприятия и понимания своеобразия личности, активного взаимодействия и совместной деятельности.

На первом курсе самая большая группа студентов (42,3%) имела низкий уровень развития коммуникативных и организаторских умений. На втором курсе таких студентов – 38%, на третьем – 27,3%. К третьему курсу основной становится группа учащихся, характеризующаяся средним уровнем – 55,7% (первый курс – 42,7%; второй курс – 38%; четвертый курс – 57,3%; пятый – 56,8%). Количество студентов, имеющих высокий уровень возрастает от первого курса ко второму, с 15% до 24%, а затем вновь сокращается на 3-м курсе до 17%. На четвертом курсе – 23%, а на пятом – 28%.

Кроме коммуникативных и организаторских умений в числе структурных компонентов коммуникативной компетентности, рассматривался самоконтроль.

Полученные данные свидетельствуют о том, что наблюдается некоторая позитивная тенденция формирования самоконтроля: на первом курсе большинство имело низкий уровень – 40%, 30% – средний уровень и 29% – высокий. Ко второму курсу 30% – низкий, 70% – средний уровень. На третьем курсе большинство студентов по–прежнему имеют средний уровень самоконтроля – 48%, низкий уровень сохранили 15% и высокий уровень имели 37%. На  четвертом и пятых курсах имеют средний уровень самоконтроля – 49–50%, низкий уровень – 12–10% и высокий уровень имели 39–40%.

Изучение стратегий поведения студента, будущего учителя в конфликтной ситуации осуществлялось с помощью теста Томаса. В результате исследования выяснилось, что среди студентов преобладает выбор непродуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях.

Таким образом, изучение и анализ сформированности выделенных структурных компонентов коммуникативной компетентности в исследуемых группах студентов высшего учебного заведения показало следующее:

Ø     все структурные компоненты коммуникативной компетентности были сформированы недостаточно, находились на низком уровне, особенно коммуникативные и организаторские умения;

Ø     тенденция развития коммуникативной компетентности от первого к пятому курсу проявлялась незначительно;

Ø     традиционный процесс обучения в высшем учебном заведении не дает эффективных результатов формирования коммуникативной компетентности будущего учителя.

Эти предварительные выводы послужили основанием для организации исследования по формированию коммуникативной компетентности будущего учителя в системе вузовского образования. Было организовано изучение проявлений коммуникативной компетентности у 185 студентов, укомплектованы три группы «М», «ФР», «С» (буквы М, ФР и С указывают на начальные буквы в названии специализаций «Менеджер», «Физическая реабилитация» и «Спорт»).

Особенности комплектования состояли в следующем. В группу «ФР» вошли студенты специализации «Физическая и психическая реабилитация». Группу «М» составили студенты специализации «Менеджмент в спорте». Группа «С» представлена студентами специализации «Спортивный тренер».

 Группы «М» и «С» работали по традиционному учебному плану, где в блоке специальных дисциплин выделены общая и возрастная психология, педагогика, частные методики, которые направлены на формирование фундаментальных знаний и определенных коммуникативных умений. В учебный план группы «ФР» отличался от учебного плана групп «М» и «С» введением в него психолого–коммуникативного тренинга. Предусматривалась организация исследовательской работы студентов, игровых технологий, групповая организация занятий. Задача состояла в том, чтобы в дальнейшем проследить влияние психолого-коммуникативного тренинга на формирование коммуникативной компетентности у студентов. Для изучения коммуникативной компетентности этих групп использовались традиционные эмпирические методы, такие как: наблюдение, беседы со студентами и преподавателями, методы самооценок, незаконченных предложений, анкетирование. Проведение исследования в группах объяснялось необходимостью усвоения будущими педагогами методик изучения коммуникативности учащихся. Таким образом, методика исследования выполнила двойную функцию: исследовательскую и обучающую.

Полученные данные свидетельствовали о том, что изначально все группы студентов имели не высокие показатели развития коммуникативных  и организаторских умений.

По тесту М. Снайдера, для студентов всех групп характерен средний уровень (48,7 %) и имеет место низкий уровень (7,3 %) коммуникативного контроля.

Тест К. Томаса свидетельствует о том, что студенты всех групп не умеют решать конфликтные ситуации продуктивными способами, используя в основном в конфликтной ситуации «приспособление» и «избегание». Непродуктивное решение конфликтной ситуации становится основанием для утраты способности понимать чувства и переживания другого, т.е. способности к эмпатии.

Результаты изучения свидетельствуют о том, что в группе «ФР» низкий уровень эмпатии демонстрирует – 16,4 %, в группе «М» – 10,3 %, в группе «С» – 6,1% студентов. Тест подтверждает средний уровень проявления эмпатии.

Кроме того, были просмотрены возможные варианты корреляционной зависимости между ними:

• коммуникативные и организаторские умения и уровень самоконтроля;

• тип реакции на конфликтные ситуации и уровень самоконтроля;

• коммуникативные и организаторские умения – эмпатия.

При выявлении корреляционной зависимости был использован метод ранговой корреляции. Были получены следующие данные: из всех вариантов корреляционной зависимости значимыми являются – уровень самоконтроля – коммуникативные и организаторские умения (коэффициент корреляции 0,46), данная корреляция статистически значима при критическом значении корреляции 0,38. Все остальные варианты корреляционной зависимости статистически незначимы.

В определенной мере уже представлены, хотя и не на высоком уровне, такие структурные компоненты коммуникативной компетентности, как: коммуникативные и организаторские умения, способность чувствовать и понимать другого, регулировать свое поведение во взаимодействии (самоконтроль), продуктивно выходить из конфликтной ситуации.

Изучение проявления содержательных компонентов коммуникативной компетентности будущего учителя на начало опытно–экспериментальной работы показало следующее:

• идет, хотя и медленный, процесс формирования коммуникативной компетентности;

• наибольшую корреляционную зависимость в структуре коммуникативной компетентности показывают коммуникативный самоконтроль и коммуникативные и организаторские умения;

• наблюдается неравномерное развитие содержательных компонентов коммуникативной компетентности: лучше представлен самоконтроль, менее продуктивные способы выхода из конфликтной ситуации.

Социально-перцептивно-коммуникативный тренинг. Опытно-экспериментальная организация групповой деятельности студентов выстраивалась на основании следующих позиций: эффективность коммуникации в группе непосредственно зависит от количественного состава в зависимости от вида деятельности и способов организации деятельности; групповая работа должна сочетаться с другими формами организации учебного процесса; в основе взаимодействия педагога и учащихся должны лежать субъект-субъектные отношения.

Групповые взаимоотношения были направлены на формирование таких коммуникативных умений, как: умение организовывать общение; умение пользоваться речевым этикетом; использовать различные методы организации общения (беседы, делового разговора, полемики, дискуссии, диалога, дебатов, диспутов, «круглых столов», коммуникативной игры и т.д.); умение пользоваться законами логики и практикой аргументации и т.д.

Ставилась задача совершенствования профессионально-значимых качеств педагога: эмпатии, перцептивных способностей, эмоционального самоконтроля и др. На занятиях использовались методы ролевых игр, направленных дискуссий, психогимнастических упражнений. Работу тренинговой группы подчинили таким специфическим принципам, как принцип активности, принцип исследовательской творческой позиции, принцип партнерского общения.

Реализация поставленных целей во многом зависела от того, насколько удавалось сконструировать и организовать такие ситуации, которые реально встречаются в практике. Поэтому сами студенты, проходившие педагогическую практику, часто предоставляли материал для дискуссий и ролевых игр.

В содержании были выделены психогимнастические упражнения, направленные на развитие умений в установлении контакта с учеником, коллегой, родителями; направленные на развитие наблюдательской сензитивности, активного слушания, эмоционального самоконтроля в общении.

Данные, по итогам тренинга, показывают позитивные изменения в формировании у будущих педагогов умений адекватно воспринимать, понимать, принимать, оценивать как себя, так и личность своего ученика.

Таким образом, исследование влияния групповой и коллективной организации обучения показало позитивное влияние такой организации учебных занятий, которые выступают как «тренажерный зал», где создаются условия и отрабатываются ситуации, содержащие информацию, и обеспечивающие коммуникативное взаимодействие студентов в решении данной ситуации с использованием различных коммуникативных знаний и умений.

В процессе внутригрупповой деятельности студентами отрабатывались такие коммуникативные умения как умение адекватно воспринимать и понимать другого человека, «моделировать собеседника», управлять общением, прогнозировать успешную реализацию коммуникативной интенции, использовать вербальные и невербальные способы и механизмы психологического воздействия (заражение, убеждение, внушение, идентификацию, и т.д.), продуктивно разрешать конфликтные педагогические ситуации.

Таким образом, реализация психолого-коммуникативного тренинга по формированию коммуникативной компетентности будущего педагога доказала следующее:

• посредством проигрывания и обсуждения коммуникативных упражнений достигалось формирование коммуникативных умений: вступить в контакт, удержание контакта, обмен информацией, умение слушать и озвучивать свои мысли и пр.;

• организация групповой и коллективной работы обеспечила отработку основных коммуникативных умений, характеризующих содержательные компоненты коммуникативной компетентности.

Результаты экспериментальной работы. Доказательством результативности опытно-экспериментальной работы по целенаправленному формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов явились данные заключительного среза сформированности отдельных компонентов коммуникативной компетентности проведенного по тем же методикам, которые использовались в начале опытно–экспериментальной работы. Данные доказывают, что в группе «ФР» значительно выросла сформированность коммуникативных и организаторских умений  (табл. 1), самоконтроля (табл. 2), преобладает средний и высокий уровень, наблюдается динамический рост высоких показателей эмпатии (табл. 3).

 

Таблица 1

Сравнительные данные сформированности коммуникативных и организаторских умений у студентов группы ФР (%)

 

Сроки испытаний

Уровень сформированности

Низкий

Средний

Высокий

Начало

20,7

65,5

6,9

12,1

72,4

22,5

Конец

35,5

30,4

17,7

32,5

47,1

35,7

 

Таблица 2

Сравнительные данные сформированности самоконтроля у студентов группы ФР ( %)

 

Сроки испытаний

Уровень сформированности

Низкий

Средний

Высокий

Начало

7,3

27,5

68,7

72,4

23,8

Конец

18

7,6

39,7

54

42,3

39,4

 

Таблица 3

Сравнительные данные уровней сформированности эмпатии у студентов (%)

Уровни эмпатии

Группа ФР

Группа М

Группа С

начало

окончание

начало

окончание

начало

окончание

низкий

3,6

0

3,2

3,9

2,5

3,3

средний

80

73,3

93,6

84,6

94,6

79,3

высокий

16,4

26,7

3,2

11,5

5,4

17,4

 

Кроме этих данных на конец исследования было организовано изучение способов реагирования студентов на конфликтную ситуацию. Оно показало, что по-прежнему преобладают непродуктивные способы выхода из конфликтной ситуации (приспособление, избегание, компромисс), что особенно характерно для «М» и «С» групп. Таким образом, по итогам опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что смоделированный процесс целенаправленного формирования коммуникативной компетентности позволил получить позитивные результаты. Это доказывает правомерность ранее высказанного на основе теоретического предположения о том, что традиционную систему профессиональной подготовки студентов необходимо дополнить дисциплинами коммуникативного цикла, которые отличаются не только информативным наполнением, а содержат элементы практического и тренингового характера для формирования коммуникативных умений и рекомендовать их включение в Государственные образовательные стандарты среднего педагогического образования.

Заключение. Вычленены основные содержательные компоненты коммуникативной компетентности педагога: коммуникативные организаторские умения, способность к самоконтролю, эмпатии, умение продуктивно выходить из конфликтной ситуации. Полученные выводы подтверждают достоверность основных положений выдвинутой гипотезы. Сконструированная модель процесса формирования коммуникативной компетентности будущих учителей, предусматривающая дополнительное изучение предметов коммуникативного цикла. Внедрение идей и технологий коммуникативных дисциплин в групповую и коллективную организацию обучения студентов, реализация формирующейся коммуникативной компетентности способствует формированию учителя как профессионального коммуникатора. Таким образом, основные задачи исследования можно считать решенными. Однако проведенные исследования требуют продолжения в плане изучения взаимосвязей формирования коммуникативной компетентности будущего педагога с другими его профессиональными качествами.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500


Хостинг от uCoz