ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Иванов В.Д.

 

 Домашняя
Вверх

 

Невербальная педагогическая коммуникация: теоретический анализ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА

В.Д. Иванов

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Psy-treningcentr@mail.ru

 

По мере появления все новых и новых исследований по невербальной коммуникации, расширения поля знаний, оказалось, что полученной информации достаточно много и она разрозненна. Кроме того, в российской психологии процесс формирования понятийного аппарата до сих пор не завершен. Сложилось множество терминов, которые понимаются, трактуются по-разному (невербальное общение, невербальное поведение, невербальные коммуникации, невербальные интеракции, язык тела и т.п.). Это связано с некорректным использованием терминов, переведенных с иностранных языков, а также с большим акцентом на слово «невербальный» как противопоставление его речи, вербалике. На путаницу в терминологии повлияли также отличия в подходах к изучению невербальных явлений разных психологических школ и течений. В настоящее время наблюдается стремление к интеграции различных подходов. Современные специалисты пишут, что можно говорить о появлении «психологии невербального общения» как области психологических знаний, аккумулирующей в себе различные школы, подходы и теории [1–5].

Разными исследователями рассматриваются и определяются отдельные понятия, предпринимаются попытки рассмотреть системы, группы понятий. Одной из наиболее удачных терминологических систем является система российского психолога В. Лабунской [6].

Невербальное общение – наиболее широкое и абстрактное понятие. Невербальное общение – это средство передачи информации, организации взаимодействия, формирования собственного образа, представления о партнере, осуществления влияния на другого человека невербальными средствами. Невербальное общение в понимании педагогики влечет за собой изменения в когнитивной и эмоциональной сфере личности, в области отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способах обращения к другим людям.

Невербальное поведение – это явление включено в понятие невербальное общение и обладает следующими характеристиками: целостность или континуальность, непроизвольность и вариабельность. Очень важной характеристикой здесь является непроизвольность, которая подразумевает неосознанное использование невербальных символов, которые формируют имплицитные, то есть скрытые коммуникации.

Невербальные коммуникации – это понятие включается в невербальное поведение. Под невербальными коммуникациями понимается «система невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точности, которая в той или иной степени отчуждена и независима от психологических и социально–психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как лингвистическая знаковая система». То есть, невербальные коммуникации – это в основном произвольные жесты, телодвижения, позы, которые приняты в конкретном социуме, и которые могут варьироваться в зависимости от культурной среды или места проживания (в качестве примера можно привести жесты приветствия и т.п.). Основными характеристиками невербальных коммуникаций, отличающими их от невербального поведения, являются произвольность, дискретность и инвариантность. Следует отличать от произвольных, необходимых для организации эффективной педагогической коммуникации учителями физической культуры и спорта.

Невербальная интеракция – является единицей невербального общения и является единичным взаимодействием в процессе невербального общения, которое, в свою очередь, характеризуется протяженностью во времени. В основе невербальной интеракции «лежат механизмы согласования, подстройки, переноса программ невербального поведения». Невербальная интеракция это обмен программами невербального поведения или невербальной коммуникации и одновременно результат данного обмена.

Резюмируя, следует отметить, что основными заслугами психологии можно считать открытие и изучение коммуникативной функции невербального языка, признание невербального языка самостоятельным явлением, существующим вне зависимости от вербального языка, а также введение в изучение невербального языка социально–педагогического аспекта. Знания о невербальном поведении используются и развиваются многими разделами психологии – педагогическая психология, гендерная психология, детская психология, психолингвистика, психология затрудненного общения, патопсихология; а также в других науках и областях знаний – культурология, этнография, криминология, антропология, филология. Знания о невербальном языке стали активно использовать во многих прикладных областях бизнеса – реклама, менеджмент, деловое общение, ведение переговоров, управление персоналом. Этой теме посвящаются специальные тренинги и сотни книг. Однако следует отметить недостаточность разработанности теории и практики подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта, хотя именно им требуется хорошее знание и владение невербальной коммуникаций с целью организации взаимодействия, педагогического управления во время занятий физической культурой и спортом, проведения различного рода соревнований.

Таким образом, мы приходим к тому, что накоплено множество наработок в области невербального поведения, но они недостаточно исследованы в плане профессионально-педагогической коммуникации. Как видно из вышесказанного, каждая отдельная область знаний сначала заимствовала уже накопленные знания о невербальном языке, а затем развивала и дополняла их в соответствии со своими потребностями. Так при подготовке специалиста по физической культуре и спорту придется самостоятельно решать методологические задачи, связанные с невербальным языком, изучением практики использования невербалики в различных видах спорта. Необходим анализ минимального запаса знаний и умений в области невербальной коммуникации для эффективной профессиональной адаптации студентов после вузовского обучения. Специфичность этих задач ставит необходимость проведения отдельных исследований с целью выработки методологии, педагогической технологии, методик формирования компетентности по данному вопросу у студентов факультетов физической культуры и спорта с использованием возможностей специальной подготовки, межпредметных связей и изучения студентами состояния практики организации и проведения спортивных соревнований в разных видах спорта.

Литература

1.  Биркенбил, В. Язык интонации, мимики, жестов / В. Биркенбил. – СПб.: Питер, 1997.

2.  Бороздина, Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. – М.: Деловая книга, 1998.

3.  Клюев, Е.В. Речевая коммуникация / Е.В. Клюев. – М.: ПРИОР, 1998.

4.  Кнапп, М.Л. Невербальные коммуникации / М.Л. Кнапп. – М., 1978.

5.  Конецкая, В.П. Социология коммуникации / В.П. Конецкая. – М.: МУБУ, 1997.

6.  Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А.Лабунская. – Ростов–н/Д: Феникс,1999.

7.  Лобанов, А.А. Основы профессионально–педагогического общения / А.А. Лобанов. – СПб, 2000.

 

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500


Хостинг от uCoz