ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Иванников И.А.

 

 Домашняя
Вверх

 

ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

НА УСПЕВАЕМОСТЬ ЮНОШЕЙ ЛИЦЕЯ №2

И.А. Иванников

Лицей №2, г.Бугульма, Республика Татарстан

bugulmaliceum@mail.ru

 

Психические перегрузки, которые нередки в образовательном процессе, влияют на качество освоения учащимися образовательной программы. Одним из механизмов позволяющих препятствовать перегрузкам является активная физическая деятельность учащихся.

Стандартная школьная двухчасовая программа по физической культуре не позволяет полностью удовлетворить потребность молодежи в движении. Чтобы получить необходимую нагрузку ученики должны дополнительно заниматься во внеурочное время.

Гипотеза. Существуют два различных мнения, как дополнительные занятия физической культурой и спортом влияют на успеваемость. 1. Активная двигательная деятельность способствует более эффективному кровоснабжению головного мозга кислородом и питательными веществами и это положительно влияет на учебный процесс – считают одни. 2. Другие замечают, что во время школьных соревнований ученики меньше внимания уделяют учебе, а это отрицательно сказываются на их оценках.

Чтобы получить объективные картину, влияния дополнительных внеурочных физкультурных занятий на успеваемость лицеистов, было проведено следующее исследование.

В течение первого полугодия еженедельно регистрировались все внеурочные физкультурные занятия, тренировки и соревнования юношей 10–11 классов лицея №2 города Бугульма Республики Татарстан (94 человека). Для сбора данных использовались наблюдения внутри лицея, а также опрос учащихся о внешкольных занятиях спортом.

Из классных журналов были выписаны все оценки этих же учеников с указанием недели выставления по предметам гуманитарного и физико–математического циклов (русский, английский, татарский языки, русская и татарская литература, физика, алгебра и геометрия).

Два полученных массива данных были тщательно изучены на предмет обнаружения различных зависимостей. Анализ выявил следующее:

Средний балл успеваемости юношей меняется от 2,95 до 4,82. Среднее количество дополнительных занятий физкультурой и спортом у лицеистов колеблется от 0 до 11 раз в неделю.

47% юношей старшеклассников лицея №2 занимается физкультурой только на уроках. Это очень большой процент физкультурно пассивных учащихся. 53% имеют дополнительные физкультурно-спортивные занятия.

Персонально по каждому ученику коэффициент корреляции (r) успеваемости от дополнительных спортивных занятий принимает самые различные значения (–0,57 < r < 0,54).

Анализ зависимости успеваемости от дополнительных спортивных занятий, на малом промежутке времени (неделя), выявил очень слабую отрицательную связь (r =  –0,18).

Однако, если в оценивать большой промежуток времени (полугодие), то увеличение количества дополнительных занятий спортом очень слабо положительно сказывается на успеваемости (rвсе =  0,12).

 

Таблица 1

Динамика изменения коэффициента корреляции по неделям

Месяц

Сент

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

 

Неделя

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

r

0,40

0,17

0,19

0,10

–0,04

–0,03

–0,07

–0,05

0,02

0,08

0,03

–0,09

                             

 

Изменение коэффициента корреляции говорит о накоплении усталости у учеников в течение первой четверти. Т.е. при небольших учебных нагрузках дополнительные занятия физической культурой и спортом способствуют повышению успеваемости.

При больших учебных нагрузках у учащихся просто не хватает сил для совмещения учебы с дополнительными занятиями. В этом случае влияние спортивных занятий на успеваемость не прослеживается (–0,1 < r < 0,1).

Для учеников мало уделяющих внимание дополнительным занятиям физической культурой (в среднем менее одного занятия в неделю) увеличение количества занятий очень слабо положительно влияет на успеваемость (r =  0,14). Для спортсменов (от 1 до 11 дополнительных занятий в неделю) такой зависимости не прослеживается.

Была обнаружена еще одна очень интересная зависимость  коэффициента корреляции от успеваемости:

Троечники (Ср. усп. < 3,5)                       rтр = –0,16

Ударники (3.5 < Ср. усп. < 4,5)                rуд =  0,08

Отличники (Ср. усп. > 4,5)                       rотл =  0,26

То есть, отличникам дополнительные спортивные занятия приносят пользу и в учебной деятельности, троечникам – скорее мешают в освоении учебного материала.

Вывод. Дополнительные  спортивные занятия в недельном цикле – слабо мешают учебе, однако в долгосрочный период – слабо помогают учебе.

Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтверждена в обоих аспектах. Кроме этого выявлены следующие закономерности.

Чем лучше успеваемость школьника, тем большую пользу для учебы приносит ему дополнительная физическая активность. И наоборот.

Дополнительные физкультурно-спортивные занятия принесут ощутимую пользу не только для здоровья, но и для учебы лишь в том случае, когда школьник не испытывает учебных перегрузок.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:24 +0500
Хостинг от uCoz