ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Громов В.А.

 

 Домашняя
Вверх

 

Возможности алгоритмизации изучения дисциплины

«Физическая культура»

Громов В.А.

Южно-Уральский государственный университет

 

Всякое образование ограничено во времени. Физическая культура личности начинает формироваться еще в школе и должна развиваться на протяжении всей профессиональной деятельности и жизни. Развитое современное общество требует от выпускника высшего учебного заведения физической готовности к выполнению задач профессиональной деятельности, которую и обеспечивает физическая культура личности. Говоря о внедрении инновационных педагогических технологий в образовательном процессе, особенно в теории и методике физической культуры, следует отметить, что главный объект культурной деятельности – человек, со всем многообразием физических, психологических и других качеств, которые составляют содержательный материал образовательного процесса.

Процесс обучения по дисциплине «Физическая культура» в университете характеризуется следующими особенностями:

а) количество аудиторных часов, отведенных на изучение дисциплины «Физическая культура» недостаточно;

б) занятия по дисциплине «Физическая культура» посещаются не в полном объеме (по объективным и субъективным причинам до 20%);

в) исходный уровень знаний по физической культуре и спорту различен (студенты не изучали теорию физической культуры и методику самостоятельных занятий, т.е. имеют нулевой базовый уровень);

г) исходный уровень физической подготовленности и состояния здоровья молодежи с каждым годом снижается.

Организация процесса физического воспитания только как системы, со всей совокупностью взаимодействующих и взаимовлияющих на достижение конечного результата факторов, может привести к успешному решению задач, стоящих при организации процесса обучения по дисциплине «Физическая культура» в высшем учебном заведении – в университете. А по отношению к «себе» каждый элемент (субсистема) является системой, которая требует научного обоснования управления ею (А.Н. Кандыбович, 1980, 1985; Л.А. Вейнер-Дубровин, В.В. Миронов, 1992; А.А. Сидоров, 1985 и др.). Понятие «управление» в настоящее время приобрело статус общенаучной категории и выполняет ключевую роль в процессе познания сложных систем. Управление, наиболее эффективно ведущее к цели (с учетом всех требований и ограничений), принято считать оптимальным (В.В.Рыбаков, В.С Быков 2008). Проанализировав данные обстоятельства, мы пришли к выводу, что для эффективной организации управления процессом обучения по дисциплине «Физическая культура» необходимо:

а) использовать все формы проведения физического воспитания в университете (учебные занятия, утреннюю физическую зарядку, спортивную работу в секциях, физическую тренировку в процессе повседневной деятельности), где направляющим и координирующим звеном является преподаватель, а исполнителем станет студент, умеющий и желающий заниматься по индивидуальному плану;

б) сделать акцент на самостоятельную работу студентов, привить им навыки стремления к самостоятельному поиску знаний;

в) учесть индивидуальные особенности студентов, их уровень начальной подготовки по дисциплине;

г) предоставить студентам возможность прохождения курса обучения в оптимальном для каждого темпе.

Многолетний практический опыт и результаты научных исследований демонстрируют огромный потенциал двигательной активности в повышении резервных возможностей человека, сохранении высокого уровня регуляторных механизмов его жизнедеятельности – способности к относительно быстрой адаптации. Системное решение последней является необходимой предпосылкой и условием расширения эффективной деятельности человека в необычных условиях важным фактором повышения сопротивляемости здорового организма и профилактики болезней. Трудно переоценить роль системного подхода в интеграции всевозрастающего объема знаний. Самостоятельное движение обучаемого к намеченным целям требует информационно-технического обеспечения образовательного процесса. Последние предлагают применение в образовательном процессе высших учебных заведений технических средств обучения и прежде всего современных информационных (компьютерных, аудио, видео и т.п.) систем. Особое место в условиях недостаточного финансирования на компьютеризацию учебных мест занимает использование видео и аудио аппаратуры в местах совместного проживания студентов (в общежитиях).

Обучение по дисциплине «Физическая культура», осуществляемое на принципах волнового сетевого планирования, алгоритмизации обучения и программированности содержания, мотивации обучаемых на эффективную самостоятельную работу под руководством преподавателя, доступные и прозрачные методы контроля на основе тестов – реальные пути решения проблем обучения и достижения высоких результатов. Студенты исторического факультета университета были разделены на экспериментальные и контрольные группы на 1, 2, 3 курсах по 2 группы на каждом курсе, которые отрабатывали программу обучения по дисциплине «Физическая культура в различных условиях с использованием новых методик, не нарушающих требования программы обучения и по традиционным методикам (табл. 1,2).

При составлении волнового сетевого плана (на семестр, учебный год, курс изучения дисциплины), весь объем материала делится на отдельные «функциональные узлы» – наиболее значимых действий и операций, которые выполняются обучаемыми более или менее однозначно с учетом цикличности повседневной работоспособности с указанием последовательности выполнения всех заданий и возможности их корректировки, внесения изменений после проведения контроля, взаимоконтроля, самоконтроля, а также использования обратной связи. Особое значение приобретает наличие у каждого студента индивидуального журнала учёта, введённого в университете много лет назад. Это позволит алгоритмизировать и достигнуть запланированных результатов.

Результаты достигаются с помощью особенностей программированной технологии обучения в условиях волнового сетевого планирования, характерными чертами которого являются:

деление учебного материала на дозы с последующим пошаговым его изучением;

– весь информационный объем накопленного опыта группируется в блоки;

– учёт взаимодействия разнохарактерных по содержанию разделов дисциплины;

– освоение учебного материала проходит не равномерно, с учетом внешних и личностных факторов, влияющих на способность индивидуума освоить учебный материал в конкретный период времени (семестр обучения);

 – своевременная замена поточного метода обучения индивидуальной подготовкой студента и мотивацией его на самостоятельную работу;

– расширение и изменение функций преподавателя-наставника;

– алгоритмизация действий преподавателя при проведении различных тем по дисциплине «Физическая культура», самостоятельной работы;

– замена традиционных методов контроля тестовыми, более широкое использование самоконтроля при самостоятельной работе, доступность и разновидность разработанных преподавателем тестов для самооценки.

Определенные виды занятий распределяются между поточными и индивидуальными методами проведения. На поточные занятия выносится первичная обработка теоретического материала, физических упражнений требующих разъяснений преподавателя, а также заключительная, семестровая, годовая, итоговая работа по блоку дисциплины. Индивидуальные занятия наиболее целесообразны в среднем звене каждого блока, так как индивидуальные особенности студентов при работе над определенным материалом проявляются в том, что для усвоения одного и того же материала разными студентами требуется разное количество времени, разного рода упражнения и разные формы работы. Процесс обучения ориентирован на последовательное усвоение обучаемыми знаний, практических умений.

Большое значение в процессе обучения имеет наличие волнового сетевого графика в тетради студента. В этом случае он знает конкретно, что должен отработать за неделю, месяц, квартал, семестр, учебный год. Выполненные задания отмечаются на графике. Это психологически положительно воздействует на студента.

 

Таблица 1.

Охват студентов экспериментальной группы всеми формами занятий по физической культуре и спорту

 

1 курс

2 курс

3 курс

Вид показателя

результат

рейтинг

результат

рейтинг

результат

рейтинг

Учебные занятия, в том числе и сционные (посещаемость в %)

82,4%

1

74,7%

2

71,9%

3

Самостоятельная работа (устно, демонстрация):

 

 

 

 

 

 

Инд.практическое домашнее задание (по записям)

66,2%

3

71,5%

1

68,4%

2

Самоподготовка (по обезличенному опросу)

22,9%

3

25,3%

2

47,1%

1

Реферат (в % выполнения)

16,3%

2

12,9%

3

28,8%

1

Дополнительно (вне учебной программы)

УФЗ (по обезличенному опросу )

8,8%

3

14,1%

1

12,6%

2

Спортивная работа (участие в %)

участие в соревнованиях факультета

67,9%

1

54,0%

2

47,5%

3

участие в соревнованиях

университета

46,6%

1

35,2%

3

44,1%

2

Физическая тренировка в процессе учебно-трудовой деятельности (по опросу старост) (количество занятий за учебный год к количеству учебных дней)

Физкультпаузы

5,7%

2

6,4%

1

4,4%

3

Ускоренные передвижения к местам проведения занятий

3,5%

3

4,8%

2

28,1%

1

Попутная физическая и теоретическая тренировка

12,3%

3

16,5%

2

42,3%

1

Групповые минисоревнования

(% участия по протоколам на единицу соревнований)

56,7%

1

36,2%

3

38,5%

2

 

Таблица 2.

Охват студентов контрольной группы всеми формами занятий по физической культуре и спорту

 

1 курс

2 курс

3 курс

Вид показателя

результат

рейтинг

результат

рейтинг

результат

рейтинг

Учебные занятия, в том числе и сционные

(посещаемость в %)

84,2%

1

64,8%

3

68,5%

2

Самостоятельная работа (устно, демонстрация):

 

 

 

 

 

 

Инд.практическое

домашнее задание (по записям)

34,7%

1

33,1%

2

26,9%

3

Самоподготовка (по обезличенному опросу)

28,5%

1

15,7%

3

28,2%

2

Реферат (в % выполнения)

24,5%

1

15,5%

3

16,9%

2

 

Успешное осуществление освоения программы обучения во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью занимающихся. Естественна и закономерна усиливающаяся тенденция ко все большей объективизации методов контроля за состоянием подготовки студентов. Преподаватель старается включить в сферу своего наблюдения наиболее существенные стороны процесса подготовки, используя в ряде случаев тесты, измерительные простейшие приборы медицинского контроля, позволяющие анализировать ход освоения программы обучения с большой глубиной и высокой степенью достоверности. Слово «тест» латинского, английского и французского происхождения обозначает пробу, определение ценности, качественное или количественное испытание. Метод тестов предполагает с помощью таких способов исследования, как измерение, наблюдение, экспериментирование, подсчёт, обозначение (определение), объяснение, интерпретация, выведение, обобщение, и др., чётче и за короткое время  понять явления, процессы и выявить их эффективность.

Нами использовались контрольные испытания, тесты, пробы, комплексы умений и отдельных действий, комплексы физических упражнений, с помощью которых преподаватель определял состояние теоретической и методической подготовленности, уровень развития физических качеств и функциональное состояние здоровья. Описанию тестов, применяемых в спортивной практике посвящено много работ, однако применению их в образовательном процессе уделялось мало внимания, а в разделах теоретической и методической подготовки особенно редко, что по нашему мнению нерационально. Наиболее точное определение подготовленности студента может быть осуществлено только на основе комплексного тестирования по темам и разделам дисциплины. Результаты проведённых испытаний можно сравнить по таблицам 3 и 4. Рейтинг результатов даёт возможность оценить степень осознанной ответственности за конечный результат процесса обучения каждым из участников эксперимента, в том числе и по курсам обучения. Особенно это важно на последней фазе при проведении итоговых испытаний на экзаменах за 3 года.

Контроль и оценка знаний, умений обучаемых – необходимые составляющие части педагогической технологии. В процессе профессиональной подготовки мы выделяем несколько этапов диагностирования познавательной деятельности. Особое значение придается первичному тестированию. Первичный тест определяет готовность обучаемого к изучению информационного блока. Рубежный контроль усвоения учебного материала проводится также в тестовой форме. Тестовая форма контроля на этом этапе предполагает высокую частоту ёё применения, за счет тщательной разработки и кратковременности выполнения заданий. Всё больше в контроле, самоконтроле, взаимоконтроле находят комплексы физических упражнений, отдельных действий, которые дают возможность проверить качество усвоения отдельных узлов и групп блоков с учетом стандартных

 

Таблица 3.

Результаты исследований по основным физическим качествам и упражнениям экспериментальной группы

 

1 курс

2 курс

3 курс

Основные физические качества и упражнения

сентябрь

рейтинг

май

рейтинг

май

рейтинг

май

рейтинг

Быстрота (среднее) м/ж

Бег 100м (с)

14,4/18.8

4/4

14,2/18.2

3/2

13,9/18,3

1/3

14,0/17,6

2/1

Выносливость (среднее) м/ж

Бег 1000 м (мин.с)

3,38/4.59

3/4

3,42/4.38

4/3

3,35/4.31

2/1

3,21/4,33

1/2

Сила(среднее) м/ж

Подтягивание на перекладине (м); сгибание разгибание туловища (ж) (кол.раз)

8/28

3/4

7/34

4/3

9/36

2/2

12/46

1/1

Ловкость(среднее) м/ж

Прыжок в длину с места (см)

203/162

4/4

207/168

1/3

205/180

2/2

205/181

3/1

Двигательные специальные навыки:

Передвижение на лыжах (% выполнения)

 

78,1%

3

84,3%

2

88,3%

1

Плавание (% выполнения)

 

71,6%

3

75,8%

2

87,5%

1

Теоретическая подготовка(среднее)

Теоретические тесты (средний бал)

 

3,4

3

3,7

2

4,1

1

                   

Таблица 4.

Результаты исследований по основным физическим качествам и упражнениям контрольной группы

 

1 курс

2 курс

3 курс

Основные физические качества и упражнения:

сентябрь

рейтинг

май

рейтинг

май

рейтинг

май

рейтинг

Быстрота (среднее) м/ж

Бег 100м (с)

14,1/18.7

1/4

14,1/17.8

2/2

14,3/18.4

4/3

14,1/18.2

3/1

Выносливость (среднее) м/ж

Бег 1000 м (мин.с)

3,36/4.55

2/4

3,43/4.44

4/3

3,38/4.42

3/2

3,24/4.37

1/1

Сила(среднее) м/ж

Подтягивание на перекладине (м); сгибание разгибание туловища (ж) (кол.раз)

9/33

2/4

7/38

4/2

8/36

3/3

10/41

1/1

Прыжок в длину с места (см)

206/173

3/3

210/169

1/4

207/183

2/1

204/179

4/2

Передвижение на лыжах (% выполнения)

 

75,7%

3

79,2%

2

83,7%

1

Плавание (% выполнения)

 

72,9%

3

73,5%

2

82,4%

1

Теоретические тесты (средний бал)

 

3,5

2

3,6

1

3,4

3

                 

 

параметров качества. Итоговый контроль проводится по окончании изучения учебной дисциплины и имеет целью проверить соответствие знаний и умений студентов требованиям образовательного стандарта к уровню подготовки по данной дисциплине. Такая система тестирования делает контроль максимально объективным и «прозрачным» как для педагога, так и для студента, позволяет своевременно вносить коррективы в процесс обучения, стимулировать обучаемых.

Практика показывает, что волновое сетевое планирование, индивидуальный график, программированность и алгоритмизация обучения позволяет слабому студенту справиться со всеми заданиями в положенные сроки. Для сильных студентов возникает резерв времени, которое может быть использовано для усвоения дополнительного материала. Представленная методика обеспечивает управление самостоятельной работой студентов без вмешательства преподавателя. Это позволяет студенту самому изменять выполнение некоторых заданий, свободно отключаться от самостоятельной работы и переходить к индивидуальной работе с преподавателем, а затем уже снова включаться в самостоятельную работу, обеспечивая тем самым высокую степень индивидуализации обучения. Обеспечивается значительная индивидуализация и активность обучения по временному параметру, повышается степень рационального использования всех форм проведения физического воспитания в жестком графике дневного времени.

Результаты педагогического эксперимента позволили установить, что для повышения мотивации студентов к занятиям по дисциплине «Физическая культура» необходим индивидуальный подход не только в планировании, но и в доступности регулярного тестирования при желании провести само и взаимоконтроль. Тестирование или комплексирование теоретической, методической и практической информации для широкого применения в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура» один из перспективных направлений повышения качества профессионального обучения.

Внедрение волнового сетевого графика, алгоритмизации, программированности с использованием блоков и профессиональных значимых «функциональных узлов» индивидуализирует обучение и требует значительного методического обеспечения. Эффективность обучения определяется качеством тестов и комплексов, степенью их соответствия требованиям и особенностям образовательного процесса, что в свою очередь зависит от подхода к программированию и алгоритмизации технологий. Волновое сетевое планирование с программированием и алгоритмизацией рассчитывается на разные способности обучаемых и подбирается таким образом, чтобы способствовало дальнейшему развитию знаний, умений и навыков студентов при усилении стимулирующей роли свободы в выборе любимых физических упражнений и видов спорта. Переход установки на развитие человека на базе саморазвития, сбережения здоровья личности перспектива педагогики сегодняшнего дня. Для саморазвития личности необходимо создать определенное пространство запрограммированной доступной свободы, ибо саморазвиваться можно только будучи свободным, целеустремленным специалистом. Волновое сетевое планирование с програмированностью обучения и алгоритмизацией призвано учесть перепады состояния данной личности в условиях современного стрессового социального климата, уникального развития каждого в гармонии с унаследованной им природой, биологической зависимости работоспособности и выполнения требований образовательного процесса.

 

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:23 +0500


Хостинг от uCoz