ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 Александрова Л.И., Московченко О.Н., Линкевич О.Н.

 

 Домашняя
Вверх

 

наиболее востребованные компетенции выпускников, специалистов в сфере физической культуры и спорта

Сибирского федерального университета

Л.И. Александрова, О.Н. Московченко, О.Н. Линкевич

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

ifkst@mail.ru

 

Взятые государством международные обязательства в виде подписания Болонской декларации и реакция на изменившиеся запросы общества и рынка труда привели академическое сообщество на рубеж конкретных нормативно-правовых и организационных действий. Полным ходом идёт создание совершенно новых по структуре и идеологии федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.

Цель всех этих инноваций – изменение подхода к высшему образованию. Образование всё более ориентируются на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Создание Сибирского федерального университета является шагом навстречу грядущим и является отражением сегодняшних изменений, происходящих в сфере высшего профессионального образования. Наш университет призван стать центром инновационно-технологического развития Сибирского региона и подготовки кадров мирового уровня для самых разных сфер профессиональной деятельности.

Одним из принципиально новых подходов, реализуемых в ходе исполнения взятых на себя университетом обязательств, является ориентация образовательных программ на «выходные характеристики» выпускников, их компетенции, демонстрируемые в контексте решения профессиональных задач.

Чтобы выпускник университета был успешным в своей жизненной карьере в условиях современного быстро меняющегося рынка труда, необходим постоянный мониторинг этого рынка и реагирование на его изменяющиеся запросы. Это включает в себя поиск возможных кластеров трудоустройства.

Реализация компетентностной модели, ориентированной на сферу профессиональной деятельности, позволяет менее жестко привязываться к конкретному объекту и предмету труда. Это обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда.

Выделяют пять основных типов компетенции выпускников вузов: общепрофессиональные, узкопрофессиональные; когнитивные (интеллектуальные); личностные (коммуникабельность, инициативность, дисциплинированность, аккуратность и т.д.); социальные (способность работать в команде, управлять собой и другими людьми, предвосхищать и разрешать конфликты) и др.

Данные различных социологических исследований проблем соответствия уровня подготовки специалистов (выпускников вузов) требованиям профессиональной деятельности дают основание сделать вывод, что современные работодатели ценят в выпускниках вузов не только, а зачастую и не столько профессиональные знания, умения и навыки, сколько развитость личностной и социальной компетентности, свободного владения компьютером и английским языком, наличия водительских прав, способности нравиться клиентам, вести успешные переговоры с партнерами и так далее.

Заслуживают внимания и выявленные негативные качества выпускников: невысокий уровень подготовки; сильно завышенная самооценка; слабая подготовленность к трудоустройству; оторванность знаний от практики; психологическая неподготовленность к реалиям производства; отсутствие представления о нормах поведения в бизнес-среде; неспособность управлять рабочими; отсутствие понимания работы фирмы, адекватных представлений о структуре, правилах игры, субординации; недостаточная широта охвата; низкий уровень современных экономических и юридических знаний; нечеткое представление о существующих должностных позициях и др.

Нами было проведено анкетирование работодателей и представителей профессиональных ассоциаций с целью выявления наиболее значимых компетенций выпускников, специалистов в сфере физической культуры и спорта, обеспечивающих успех молодых специалистов в профессиональной сфере и устойчивость этого успеха в меняющихся внешних условиях.

Прежде всего, обращает на себя внимание то, что работодатели больше ценят стремление выпускников к получению новых знаний, чем собственно знания по профессии. Впрочем, ценность знаний по профессии никто не отменял, и они стоят на втором месте. Также высоко оценено работодателями такие качество выпускника, как «умение работать в команде», «способность принимать решения», «способность брать на себя ответственность».

Работодателями высоко были оценены такие социальные компетенции и личностные свойства, как инициативность, уверенность в себе. При беседе с работодателями особенно была отмечена такая компетенция, как личностные качества. То есть, ценность работника тем больше, чем выше его моральные качества, нравственные устои и т.д. Если нет этих качеств, не будут иметь значения все остальные компетенции работника.

Необходимо отметить невысокое место в ранге таких компетенций, как способность разрабатывать и управлять проектами, экономическая и правовая компетенция, принятие культур и обычаев других стран, исследовательские способности, знание иностранного языка.

Также мы выясняли у работодателей слабые стороны подготовки специалистов: низкая мотивация к труду у молодых специалистов; низкое представление о нормах поведения; сильно завышенная самооценка; слабость практической подготовки; несоблюдение этики корпоративной культуры; неспособность к самокритике. Также работодатели отмечали безынициативность и отсутствие стремления к совершенствованию у части молодых работников.

Таким образом, наиболее ценимые компетенции в сфере физической культуры и спорта это:

·  подготовка по основам профессиональных знаний (системно-деятельностная компетенция);

·  стремление к получению новых знаний (системно-деятельностная компетенция);

·  организаторские способности (компетенция социального взаимодействия);

·  способность принимать решения (системно-деятельностная компетенция);

·  умение работать в команде (компетенция социального взаимодействия);

·  личностные качества (нравственно-моральный облик) (компетенция социального взаимодействия);

·  инициативность (компетенция социального взаимодействия);

·  способность брать на себя ответственность (компетенция самоорганизации и самоуправления);

·  уверенность в себе, самостоятельность (компетенция самоорганизации и самоуправления);

·  способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (компетенция самоорганизации и самоуправления);

·  коммуникативные способности на родном языке (компетенция социального взаимодействия).

Литература

1.   Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов, как необходимый этап проектирования ГОСВПО нового поколения: Методическое пособие. / В.И. Байденко. – М.:, 2006. – 72 с.

2.   Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – М., 2003. – №10. – С.9–14.

3.  Дзигуа, Д.В. Формирование профессиональных компетенций специалистов в сфере ФК и С в процессе внеаудиторной практики / Д.В. Дзигуа // Теория и практ. физич. культуры. – М., 2008. – № 85. – С.24–27.

4.  Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высшее образование сегодня. – М., 2004. – № 8. – С. 34–41.

Отправить сообщение для: vdy-55@mail.ru
© 2009 Кафедра адаптивной физической культуры и медико-биологической подготовки ЮУрГУ
Дата изменения: 10.11.2009 15:33:23 +0500


Хостинг от uCoz